Главная страница 1страница 2страница 3 ... страница 5страница 6

В младшем школьном возрасте складываются наиболее благоприятные возможности для формирования нравственных и социальных качеств, положительных черт личности. Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для формирования высоконравственной личности.


Личностно ориентированное воспитание в младшем школьном возрасте – это процесс сохранения и обеспечения здоровья ребенка, развитие его природных способностей – ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладение первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством. Основные педагогические механизмы включают научение, воздействие словом и примером, общение, чувственное познание жизни узнавание ценной культуры, этическое сопереживание. В связи с этим большое значение в младшем школьном возрасте приобретает развитие способности к элементарному анализу проведенных праздников, оценке своего участия в подготовке и проведению творческих дел.

В младших классах преобладает игровая деятельность, занятия носят подвижный характер, между трудом, учебой и игрой грани стерты – один вид деятельности переходит в другой. Большое значение имеет постепенное усиление активности самого ребенка, стимулирование его самовоспитания. Поэтому уже в начальной школе степень самостоятельности детей в подготовке внеклассных дел, в организации своей жизнедеятельности должна возрастать от класса к классу. Реализовать цели педагога возможно только на основе согласованных действий с родителями. Поэтому желательно активное привлечение родителей к проводимым в классе творческим делам, согласование решаемых педагогических задач. Целесообразно обсуждение на родительских собраниях вопросов, касающихся особенностей физического, психического развития детей, специфики воспитания сознательного отношения к учебе, проводимых внеурочных дел, умственного развития, логического мышления и запоминания, творческих способностей младших школьников.


Подростковый возраст.

Подростковый возраст – качественно новый этап в развитии школьника. Именно в этом периоде у учащихся появляется активное желание быть взрослыми. Идет интенсивный процесс физического и социального развития личности, создающей предпосылки начала культурной самоидентификации, вхождения в мир национальной культуры. Основные педагогические предпосылки развития в этом возрасте – включение подростков в ситуации выбора, в том числе выбора ценностных ориентации, их осмысления, нравственно-мотивированное отношение, помощь в оценке и самооценке своих действий, поступков, вовлечение в творчество, формирование организаторских навыков.

В подростковом возрасте у учащихся должны значительно расширится права и обязанности. Подростки учатся сами планировать, проводить и анализировать творческие дела для себя и для младших школьников. При этом акцент смещается с массовых мероприятий на групповые дела, в ходе которых создаются условия для самоутверждения подростков. Предпочтение отдается временным группам по подготовке внеурочных дел: советам дела, инициативным и творческим группам. Это поможет каждому попробовать свои силы, как в роли организатора, так и в роли исполнителя.

Большое значение для подростка имеет форма предъявляемых к нему требований со стороны взрослого.

В содержание родительских собраний целесообразно включать вопросы, касающиеся специфики данного возраста, создания ситуации успеха, условий для самоутверждения, для формирования чувства ответственности.
Старший школьный возраст.

В старшем школьном возрасте смысловое значение приобретают процессы духовно-нравственной автономии личности, физического и нравственного самосовершенствования, жизненного самоопределения. Именно в этот период индивидуальная и групповая работа педагога должна быть направлена на выработку навыков рефлексии, саморегуляции, умения принимать решения в ситуации выбора. В юности при наличии благоприятных условий возникает готовность к постановке целей перед собой. Очень часто юноши и девушки испытывает сложность в формулировке целей, в отборе средств, необходимых для ее достижения, в анализе достигнутого.

Определенную помощь в преодолении этих трудностей могут оказать групповые дела со старшеклассниками, в ходе которых они совершенствуют свои организаторские навыки, углубляют свой опыт общения, но главное – учатся планировать и организовывать свою жизнедеятельность, оценивать себя и свои поступки, строят свои планы на будущее.

Программа реализации концепции.

Воспитательные цели и задачи детализированы на каждом возрастном этапе:



1 этап

начальное воспитание и образование (1 – 4 классы).

Цель: выявить и развить добрые наклонности детей живой практической деятельностью, воспитывать внутренние качества, развивать их душу, ум, здоровье.

Задачи:

  1. Оказание помощи ребенку в преодолении трудностей в различных видах деятельности, формирование самостоятельности.

  2. Развитие интеллекта посредством внеклассной деятельности.

  3. Формирование потребности в творческой деятельности.

  4. Развитие художественно-эстетических способностей.

  5. Воспитание общительности, своей общности с коллективом, духа товарищества и сотрудничества, желания оказать помощь друг к другу.

  6. Способствовать созданию у детей ярких эмоциональных впечатлений о нашей Родине, об окружающем мире и приобщению к национальным традициям.

  7. Формирование жизненно важных трудовых навыков и нравственных представлений: формирование у детей таких ценных качеств и привычек поведения, как стремление говорить правду, поступать по справедливости, стремление быть смелым, организованным, исполнительным, уважительным, нетерпимым к лени, зазнайству, грубости, лжи.


2 этап

воспитание и образование в среднем звене (5 - 9 классы).

Цель: Создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей каждой отдельной личности.

Задачи:

  1. Оказание помощи в преодолении трудностей подросткового периода, требующего особого педагогического внимания и поддержки.

  2. Оказание помощи подросткам в расширении круга интересов и ответственности за конечные результаты любой деятельности.

  3. Создание условий для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.

  4. Создание условий для поддержания стабильного здоровья учащихся.

  5. Формирование самостоятельности учащихся, расширение возможностей для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков.

  6. Дальнейшее развитие национального самосознания на основе расширения краеведческой, художественно-эстетической деятельности.


3 этап

воспитание и образование в старшем звене (10 – 11 классы).

Цель: Воспитание духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями за курс средней школы и глубокими знаниями по дисциплинам. Личности, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной в последующем на участие в духовном и культурном развитие общества.

Задачи:

  1. Обеспечение высокого уровня общего интеллектуального развития личности учащихся.

  2. Создание необходимых условий для завершения базовой общеобразовательной подготовки, необходимой для:

    • профессиональной дальнейшей учебы;

    • выполнения гражданских обязанностей;

    • успешной жизни и деятельности в условиях перехода к рынку.

  3. Оказание психолого-педагогической помощи старшеклассникам в формировании самостоятельности, самоорганизации и самоопределения.

  4. Дальнейшее физическое развитие личности.

  5. Дальнейшее развитие самосознания, формирование нравственных и гражданских качеств на основе разнообразной творческой деятельности.


БЛОК 1

Формирование гражданского отношения к себеи своему здоровью

(Я и Я)



  1. Содержание деятельности

В содержание деятельности по данному направлению программы входит осмысление ребенком себя как частички окружающего мира и уверенность в своей значимости.

  1. Задачи

  • Формирование правосознания и воспитание гражданской ответственности.

  • Воспитание эстетической культуры и развитие художественных способностей.

  • Воспитание понимания сущности сознательной дисциплины и культуры поведения.

  • Воспитание ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома в общественных местах, в природе.

  • Формирование потребности самообразования в условиях развития науки, культуры, техники.

Формирование морально-волевых качеств, осознание активной роли личности в становлении характера; умение проявлять решительность и настойчивость в преодолении трудностей.

  1. Содержание проблемы.

Я часть природы, моя жизнь – величайший дар природы. Мое жизненное предназначение. Я носитель мужского или женского начала. Мужественность или женственность. Характерные черты мужчины и женщины. Смысл красоты детства, юности, зрелости, старости. Самопознание – это открытие себя, изучение свойств и качеств своей личности, ее направленности, характера, темперамента, способностей, познавательных процессов. Самообразование – приобретение новых знаний, совершенствование своего ума, выработка умений и навыков самостоятельной работы.

  1. Предполагаемый результат деятельности.

Воспитание гуманности учащегося: понимания ценностей человеческой жизни, заботы, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия доброты, способности к состраданию, сопереживания, терпения, доброжелательности.

  1. Рекомендованные формы реализации направления «Я и Я».

  • Акции милосердия, доброты, помощи нуждающимся.

  • Клубы по интересам.

  • Конференции, диспуты, беседы по вопросам гуманизма и нравственности; классные часы и уроки раздумий о милосердии, доброте.

  • Диспуты: «Добро и зло», «О красоте, моде и хорошем вкусе.

  • Праздники добрых сердец: «Благодать», «Люди в белых халатах», «Вера, Надежда, Любовь», «Чью старость я утешил».

  • Праздники, фестивали, концерты, направленные на развитие творческих способностей: «Я и мой талант», «Мисс Весна», «Дети нашего города», «Давайте познакомимся».

  • Вечера искусств.

  • Художественные салоны, литературные музыкальные гостиные.

  • Кружки: хореографические, изобразительного искусства, музыкальные, прикладного и технического творчества; спортивные секции.


Предполагаемые мероприятия по реализации программы с учетом возрастных особенностей.

Направление «Я и Я».
Младший школьник (1 – 3 классы):

Развивать произвольность психических процессов учащихся (внимания, памяти, воображения, мышления, речи) на уроках и во внеурочной деятельности, используя различные игры и упражнения:



  • «Что изменилось?»,

  • «Пишущая машинка»,

  • «Минутка»,

  • «Тренировка ритма внимания»,

  • «Циклограмма»,

  • «Цепочка слов»,

  • «Исключи лишнее»,

  • «Назови одним словом» и другие.


Младший подросток ( 5 – 8 классы):

1. Формировать представления учащихся об индивидуальности и особенностях своего «Я» через беседы на классных часах и консультациях:



  • «Кто я? Какой я?»,

  • «Я и сотни других»,

  • «Чем я отличаюсь от других»,

  • «Хочу и надо»,

  • «Мое хобби».

2.Формировать положительную Я-концепцию через аутотренинги, тренинги общения («Я горжусь собой»), различные тесты («Я – реальное, я – идеальное», «Познай себя и другие); ведение личного дневника;

3.Формировать половое самосознание и здоровый образ жизни через:

а) беседы на классных часах:


  • «Спорт и здоровье»,

  • «Гигиена подростка»,

  • «Режим дня в жизни школьника»,

  • «Суд над алкоголем, наркотиками»;

б) анкетирование, тестирование детей и их родителей.
Старший подросток (9 – 11 классы):

Формировать у учащихся представление о самосознании и самовоспитании: научить подростков планировать свою деятельность; наблюдать за своим поведением, характером, волей; сравнивать себя с другими людьми (взрослыми, сверстниками), сопоставлять оценки, которые дают ему товарищи, учителя с собственными представлениями о себе; анализировать свою деятельность (учеба, общение, труд) и внутреннее состояние. Это можно реализовать через:

а) индивидуальные и коллективные беседы:


  • «Будь наблюдательным по отношению к себе»,

  • «Я и мы»,

  • «Сам себе психолог»,

  • «Моя воля»,

  • «Мой характер»,

  • «Мои друзья»,

  • «Мои враги» и другие;

б) практикумы «Правила счастливого человека»:

  • «Не впадайте в гнев!»,

  • «Не оставайтесь наедине со своими неприятностями»,

  • «Не предъявляйте другим чрезмерных требований: каждому свое»

в) диагностику интересов, склонностей, способностей учащихся с целью профессионального самоопределения.

БЛОК 2

Формирование гражданского отношения к семье.

(Я и Семья).

  1. Содержание деятельности.

Основное содержание данного направления – подготовка к выполнению основных социальных ролей: дочери, сына, брата, сестры, мужа, жены, родственника.

Исходное положение: семья – главный фактор воспитания семьянина. Гражданственность проявляется в любви к родителям, родственникам. Учащиеся должны знать свои семейные традиции, уметь беречь и любить своих близких.



  1. Задачи.

    • Формировать уважение к членам семьи.

    • Воспитывать семьянина, любящего своих родителей, родственников.

    • Формировать понятия сущности основных социальных ролей: дочери, сына, брата, сестры, мужа, жены, родственника.

    • Формирование понимать семейные трудности.

  2. семейные роли отца и матери, сына и дочери, внука и внучки, Содержание проблемы.

Гражданин и семья. Происхождение семьи. Поведение и действия достойного сына, дочери. Отношения в семье. Вежливость, трудолюбие. Верность – основа семьи.

Преемственные связи: деды – родители, родители – дети, дети – внуки. Социальные бабушки и дедушки.



  1. Предполагаемый результат деятельности.

Сформировать понятия сущности социальных ролей:

    • Настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, мастерством в деле, благородством;

    • Настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, отзывчивостью, терпимостью, умением прощать, любовью к детям;

    • Настоящий сын бережет покой родителей, членов семьи, готов всегда помочь старшим в их работе по дому, не создает конфликтов, умеет держать данное слово;

    • Настоящая дочь заботится о благе в своей семье, покое старших, умеет и любит трудиться.

  1. Рекомендуемые формы реализации направления «Я и семья».

    • Родительские недели (изучение семьи и ее родословной).

    • Вечера откровенного разговора.

    • Спортивные совместные мероприятия (учителя, дети, родители).

    • Совместные вечера художественного плана (дети, родители, учителя).

    • Концерты «От всей души» (для родителей).

    • Классные часы, литературные беседы на темы: дружбы, любви, семьи.

    • Конкурсы писем: «Я боготворю свою маму», «Об отце говорю бесконечно».

    • Школа семейного психолога «В семи известных нотах дом и сын, и ты».



Направление «Я и семья».

Младший школьник:

Формировать навыки санитарно-гигиенической культуры, воспитывать уважение к членам семьи через:



А) беседы на классных часах об уходе за телом, о культуре питания, сна, об уходе за одеждой, о здоровье, о режиме;

Б) праздник «Друзья Мойдодыра»;

В) беседы:

  • «Что значит быть хорошим сыном, дочерью»,

  • Умей беречь честь бабушки и дедушки и добрую память о них;

Г) конкурсы рисунков:

  • «Я и моя семья»,

  • «Золотые бабушкины руки;

Д) конкурс стихотворений о семье.

Младший подросток:

Научить подростков навыкам общения в семье через:



А) беседы:

  • «Забота о родителях – дело совести каждого»,

  • «Жизнь близких как забота моего я»;

Б) ролевые игры с проигрыванием ситуаций, связанных с общением в семье (с папой, мамой и др.);

В) праздники:

  • «Славим руки матери»,

  • «Семейные традиции»;

Г) встречи с интересными людьми:

    • «История глазами моих родственников»,

    • «Национальные традиции в моей семье»,

    • «Моя родословная»;

Д) конкурсы сочинений:

  • «Я и мой старший брат»,

  • «Я в ответе за младших в семье»;

Е) выставки фотографий «Наша история в семейном альбоме».

Старший подросток:

Сформировать у учащихся представления о создании семьи, воспитание детей через беседы, диспуты, вечера вопросов и ответов, консультации специалистов, конкурсы «Моя семья», «Папа, мама, я» и т.д.



БЛОК 3

Формирование гражданского отношения к школе.

(Я и Школа).

  1. Содержание деятельности.

Основным содержанием деятельности по данному направлению является осмысление школьником необходимости научных знаний как условий нормальной жизнедеятельности в современном мире.

Исходные положения: в школе учащиеся не только получают знания, но и учатся жить. Школа – источник формирования качеств гражданина.



  1. Задачи.

    • Формировать у подростков осознание принадлежности к коллективу, его роли в жизни человека, умение сочетать личные и общественные интересы.

    • Воспитывать сознательное отношение к учению, развивать познавательную активность и культуру умственного труда. Формировать готовность к сознательному выбору профессии.

    • Воспитывать нравственность, сознательную дисциплину и культуру поведения. Заниматься физическим совершенствованием, укреплением здоровья и формированием навыков санитарно-гигиенической культуры, туризмом.

    • Воспитывать готовность выполнять Устав школы, быть организованным, дисциплинированным.

    • Учить ценить свое и чужое время, быть точным, служить примером для младших, уметь держать слово.

    • Вырабатывать потребность в постоянном пополнении своих знаний, сознательном, ответственном и творческом отношении к учению.

    • Вырабатывать умения и навыки рациональной организации умственного и физического труда.

    • Формировать осознание своей принадлежности к школьному коллективу, детской организации, необходимость сочетания личных и общественных интересов, стремление создать атмосферу подлинного товарищества и дружбы в коллективе.

    • Формировать осознание роли физического совершенствования в развитии личности, сознательное отношение к укреплению своего здоровья, стремление к общественно полезной деятельности по физической культуре, спорту, туризму, к активному участию в работе оборонно-спортивных, санитарно-оздоровительных мероприятий.

  2. Содержание проблемы.

  • Гражданин и школьный коллектив.

  • Интересы личностные и коллективные.

  • Знания в жизни человека.

  • Познавательная активность и культура умственного труда.

  • Выполнение роли хозяина в школе

  • Участие в самоуправлении.



  1. Предполагаемый результат деятельности.

Осознание учеником роли знаний в жизни человека, видение личной учебной перспективы, овладение этикой взаимоотношений «учитель – ученик», «ученик – ученик», умение дорожить временем, совершенствовать и применять свои знания. Выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей. Умение пользовать правами ученика. Выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу; организация самообслуживания, уважение труда окружающих, забота о младших учащихся.

  1. Рекомендуемые формы реализации направления «Я и школа».

  • Вечера, фестивали, праздники, встречи, классные часы: «В гости к великим людям», «Ода спектаклю», «От игры – к знаниям».

  • Игры на развитие логики, памяти, внимания: «Исторические битвы», «Что? Где? Когда?», «А вы слышали, что…».

  • Поэтические игры «Словарь вежливых слов», «Волшебная школа и сказочный урок», «Я помню чудное мгновенье».

  • Мероприятия по профориентации: совместные классные часы, собрания с родителями, людьми науки, искусства, рабочими, служащими различных специальностей.

  • Вечера встречи с выпускниками «Дороги, которые мы выбираем».

  • Анкетирование «Ваши профессиональные намерения».

  • Выставки, ярмарки.

Направление «Я и школа».

Младший школьник:

Познакомить с правилами школьной жизни, воспитывать любовь к школе, как второму дому через:



А) экскурсии по школе;

Б) изучение правил поведения в школе;

В) беседы:

  • «Зачем нужно учиться в школе»,

  • «История школьной формы»,

  • «Школа твой второй дом – береги его»;

Г) конкурсы: историй о школьных принадлежностях, на лучшую сказку о школьных учебниках, на лучший рисунок «Моя школа», «Моя учительница»;

Д) организацию дежурств по классу, санитарных постов, групп и озеленителей;

Е) праздники в классе.

Младший подросток:

Сформировать навыки культурного поведения, взаимоотношений в школе, воспитывать любовь и уважение к школе, учителям, школьным традициям.

Предлагаемые формы:

А) уроки этикета – разбор, проигрывание ситуаций по событиям, происходящим в жизни школьника (на уроке, перемене, школьной столовой).

Б) беседы:


  • «Кого мы называем добрым?» Введение правил доброты: помогать людям; защищать слабого; делиться последним с другом; не завидовать; прощать ошибки другим.

  • «Кого мы называем честным?» Введение правил жизни честного человека: сказал – сделай; не уверен – не обещай; ошибся – признайся; забыл – проси прощения; не можешь сказать правду – объясни почему; не выдавай чужую тайну.

  • «Мои права и обязанности в школе»;

В) составление кодекса ученика;

Г) конкурс сочинений:

  • «Каким я хочу видеть учителя»,

  • «Моя школа в будущем»,

  • «Что мне нравится в школе?»;

Д) занятия-практикумы:

  • «Как помочь товарищу, если он попал в беду?» (ситуация школьной жизни).

  • «Что такое «красивый поступок»?» (разбор примеров из жизни класса).

Е) игры:

    • «Давайте говорить друг другу комплименты»,

    • «По каким правилам мы живем»,

    • «Школа, которую мы строим»;

Ж) организация классного самоуправления – выборы совета класса;

З) «Традиции нашей школы» (приглашение для беседы на классные часы бывших выпускников школы);

И) турнир знатоков этикета;

К) конкурсы: на лучшее поздравление с Днем учителя; на лучшую праздничную стенгазету, на лучший репортаж из школьной столовой, раздевалки, с урока, перемены.

Старший подросток:

Воспитывать ответственность за сохранение существующих школьных традиций, помогать учащимся в создании новых традиций, формировать навыки помощи младшим школьникам.

Предлагаемые формы:

А) организация старшеклассниками традиционных праздников школьной жизни, шефской помощи младшим школьникам, экскурсий по школьному музею для младших школьников;

Б) фотовыставка «Родная школа в лицах»;

В) проведение Дня учителя;

Г) конкурс на лучший дружеский шарж на директора школы, учителя физики, литературы, математики и т.д.


БЛОК 4

Формирование гражданского отношения к Отечеству.

(Я и мое Отечество).

1.Содержание деятельности.

В содержание деятельности входит осмысление ребенком себя как части своей Родины, гражданина, патриота своего Отечества.

Исходные положения: каждый человек не только сын или дочь своих родителей, но и гражданин Отечества. Отечество начинается с уголка, где человек родился.

2.Задачи.


  • Развивать общественную активность учащихся. Воспитывать сознательное отношение к труду и народному достоянию.

  • Экономическое воспитание.

  • Воспитывать верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости.

  • Формировать осознание нравственного и правового долга и обязанностей по отношению к природной среде, ответственность за ее состояние, необходимость защиты от разрушения и загрязнения.

  • Формировать стремления к усвоению правовых знаний, осознание гражданской ответственности за свое поведение, за поступки и правонарушения окружающих.

  • Воспитывать способность к эстетическому восприятию отечественной и мировой культуры, произведений искусства и литературы; бережное отношение к памятникам культуры и искусства, народного творчества.

  • Формировать стремление к развитию художественных способностей и творческой деятельности в различных видах искусства и труда, обогащение эстетических знаний и совершенствование умений и навыков.

3. Содержание проблемы.

Сегодня очень актуален вопрос патриотического воспитания. Важно уберечь подростков от перерастания протеста против накопившихся проблем в обществе в неприязнь и враждебность к Отечеству, его народу.



4.Предполагаемый результат деятельности.

Осознание того, что настоящий гражданин любит свою Родину, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен гражданскому долгу, гордится Родиной, готов защитить свое Отечество.



5.Рекомендуемые формы реализации направления «Я и Отечество».

  1. Акции: «Мое Отечество», «Отчий край», «Земля – мой дом», «Забота».

  2. Вечера «Знай, свое Отечество», «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы», «Родина в стихах русских поэтов», «Россия! Русь! Храни себя!», «Я люблю Россию, люблю честь Родины».

  3. Спортивные праздники «Салют, Победа!», «Когда поют солдаты».

  4. Шефство над ветеранами Великой Отечественной войны, Домом ветеранов.

  5. Экскурсия в города – герои.

  6. Встречи с участниками Великой Отечественной войны, военнослужащими Российской Армии.

  7. Уроки мужества.

  8. Игры, диспуты, олимпиады «Знаешь ли ты свое Отечество?».

  9. Массовые игры: «Мы россияне», «Экспресс – Россия».

Направление «Я и Отечество».

Младший школьник:

Познакомить учащихся с «малой» и «большой» родиной, ее историческим прошлым, многообразной флорой и фауной, культурой, национальными традициями; воспитывать бережное отношение к природе родного края, гордость за национальную культуру, героическое прошлое Отечества.

Предлагаемые формы:

А) беседы:


  • «Моя малая родина – Валуйки»,

  • «Мои земляки»,

  • «Красная книга Белгородской области»,

  • «Заповедные уголки России»,

  • «Россия – родина моя»;

Б) экскурсии в музей города;

В) игры:

  • «Дом, в котором я живу»,

  • «Путешествия в свое прошлое»;

Г) традиционные русские народные праздники;

Д) конкурсы стихотворений, песен, рисунков о России.

Младший подросток:

Дать учащимся представление о Родине как месте, где человек родился и познал счастье жизни, о значении родного языка, о патриотизме; познакомить с правами и обязанностями юного гражданина страны; воспитывать чувство национальной гордости.

Предлагаемые формы:

А) беседы:


  • «Национальные особенности жизни людей»;

  • «Твои гражданские права»;

  • «Человек и закон»;

  • «По страницам летописи»;

  • «Этот великий и могучий русский язык»;

Б) встречи с ветеранами ВОВ, участниками войны в Афганистане, Чечне; со специалистами в области права;

В) конкурс сочинений: «Люблю тебя, мой край родной», «Азбука юного гражданина»;

Г) викторина по истории города, страны;

Д) разбор художественных произведений по истории страны;

Е) игра-путешествие «Имена путешественников на карте нашей страны».

Старший подросток:

Воспитывать политическую культуру, чувство ответственности за будущее своего города, страны.

Предлагаемые формы:



А) беседы:

  • «Защита Родины – долг каждого»,

  • «Каким я вижу свое Отечество в будущем»,

  • «Что я могу сделать для своего Отечества» (беседа о профессиях);

Б) клуб «Юный политик»;

В) вечера «Чудо родной земли», «Отечество славлю, которое есть, но трижды – которое будет»;

Г) конкурс на лучшее письмо президенту.

БЛОК 5

Формирование гражданского отношения к планете.

(Я и Планета).

1.Содержание деятельности.

В содержание деятельности входит осмысление ребенком себя как части планеты Земля. Каждый гражданин в ответе не только за себя, свою семью, но и за всю Планету.

Мир сегодня – это гуманизация всех специальных, межгосударственных и межчеловеческих отношений. Общечеловеческое единение в решении глобальных проблем рассматривается как выход из кризисной ситуации, связанной с экологическими и социальными проблемами.

2.Задачи.


  • Воспитание понимания взаимосвязей человека, общества и природы, их целостности и единства объективного мира.

  • Формирование осознания роли и активности человека в преобразовании окружающей действительности.

  • Формирование эстетического отношения к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.

3.Предполагаемый результат деятельности.

Учащийся осознает, что настоящему гражданину следует знать, что такое духовная и материальная культура, духовность человека. Он должен задуматься над своим существованием на планете Земля и способами ее сохранения.

Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение экологии и мира на Земле.

4.Рекомендации классному руководителю.

В целом образ жизни формирует у учащихся отношение к жизни как истинной ценности, которая строится по законам добра и красоты. В этой работе можно использовать сократовские беседы на тему «Достаточно ли родиться, чтобы быть человеком?», в ходе которых ставятся вопросы, а ответы ребята смогут давать только в своем дневнике. Приобщение учащихся к мировой культуре должно происходить систематически. Для этого можно проводить песенные, танцевальные, поэтические часы, турниры, художественные аукционы.



Направление «Я и планета»,

Младший школьник:

Дать учащимся представление о Земле как уникальном творении Вселенной, о природе планеты, о влиянии человека на природу, о способах общения человека с природой; воспитывать экологическую культуру: бережное отношение к зеленым насаждениям, птицам, животным, содействие процветанию флоры и фауны в микросреде человека.

Предлагаемые формы:

А) беседы и наблюдения:


  • «Природа мира»,

  • «Природа в произведениях искусства»,

  • «Правила взаимоотношений человека и природы»,

  • «Растения и животные предсказывают погоду»,

  • «По страницам «Красной книги мира»,

  • «Вокруг света с фотоаппаратом»;

Б) экскурсии:

  • «Вот и осень к нам пришла»,

  • «Зимушка – зима»,

  • «В гости к зеленой аптеке»;

В) праздник «Покормите птиц зимой»;

Г) КТД «Осень», «Зима», «Весна»;

Д) экологические экспедиции:

  • «Чистая река – чистая совесть»,

  • «Друзья и враги леса»,

  • «Родничок»,

  • «В зимнем парке»;

Е) викторины:

  • «Цветы»,

  • «Домашние животные»;

Ж) выставка домашних животных «Наши младшие друзья»;

З) конкурсы: рисунков «Береги природу – наш дом»; загадок, стихов, сочинений о природе;

И) экологический КВН.

Младший подросток:

Дать ученикам представление о культуре разных стран мира, об интернационализме как нравственном качестве человека, о разных способах социального устройства жизни, о различии людей в обществе по различным признакам; воспитывать уважение к национальным традициям, культуре стран мира.

Предлагаемые формы:

А) беседы:


  • «Общество как совокупность людей, связанных экономическими, производственными, духовными интересами»,

  • «Общество как фактор развития человека»,

  • «Условия существования человека в обществе»,

  • «Условия духовной жизни в обществе»,

  • «Основные ценности общественной жизни»,

  • «Разные люди планеты» (богатые и бедные, добрые и злые, активные и пассивные, нравственные и безнравственные, созидатели и потребители, разного возраста, разных национальностей, религии, профессии, пола).

  • «Культура народов мира».

Б) политические и дискуссионные клубы: «Я – житель планеты Земля» и др.

В) круглые столы;

Г) игры-путешествия:

  • «По странам и континентам»,

  • «По маршрутам Колумба»,

  • «Презентация мира»;

Д) диспут «Диалог с веком».

Старший подросток:

Дать учащимся представление о мире в его целостном восприятии, о гармонии и единстве мира, о роли личности в развитии общества, о государстве, об историческом опыте создания справедливого общества, о цивилизации, о назначении человека в жизни. Воспитывать у учащихся уважение к личности, бережное отношение к материальным ценностям как благу человека; формировать идеал человека, жизненную позицию.

Предлагаемые формы:

А) беседы:


  • «Я» в мире и мир в моем «я»,

  • «Образ человека и образ жизни» (смерть как прекращение жизни; судьба и человек как хозяин судьбы, способность выстраивать судьбу),

  • «Мечта человека о справедливом обществе»,

  • «Память человека о заслугах героев»,

  • «День уважения безымянным героям»,

  • «Долг человека по отношению к обществу и долг общества по отношению к отдельному человеку»,

  • «Народ и государство».

Б) встречи с интересными людьми, государственными служащими;

В) галерея исторических личностей;

Г) конкурсы политиков:

  • «Философский стол»,

  • «Свободный разговор».


БЛОК 6

Формирование гражданского отношения к искусству.

(Я и Культура).

1.Основное содержание.

Основным содержанием деятельности по данному направлению является осмысление школьниками значимости искусства для человека современного мира, развитие духовного мира школьника на основе познания искусства, фольклора, литературы, гуманно-эстетических проблем современного миропонимания в области культуры.



2.Задачи.

  • Воспитывать чувство прекрасного, развивать творческое мышление, художественные, музыкальные, литературные, хореографические способности.

  • Формировать эстетические вкусы, идеалы.

  • Формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина.

3.Содержание проблемы. Гражданин и искусство.

Понимание прекрасного в окружающей действительности. Значение искусства в воспитательном процессе. Выявление способностей, наклонностей каждого ребенка и реализации их через сеть кружков, клубов и секций, конкурсы, праздники, экскурсии и т.д.



4. Предполагаемый результат деятельности.

Осознание необходимости познания прекрасного в окружающей действительности, знакомство с жизнью и творчеством выдающихся художников и композиторов. Занятие одним из видов искусства в факультативных кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности.



5.Рекомендуемые формы реализации направления «Я и культура».

  1. Акции «Красота спасет мир».

  2. Вечера: «Музыка нас зовет», «Мисс Золушка», встречи с местными поэтами, музыкантами.

  3. Конкурсы: «Акварели времен года», «В мире прекрасного».

  4. Экскурсия в музеи, театры, кинотеатры, к памятникам искусства.

  5. Лекции по искусству (литература, МХК, ИЗО, музыка).

  6. Встреча с местными поэтами, музыкантами, художниками.

Направление «Я и Культура».

Младший школьник:

Познакомить с произведениями искусства, воспитывать чувство прекрасного, развивать воображение, творческое мышление, художественные, музыкальные, литературные, хореографические способности.

Предлагаемые формы:

А) беседы:


  • «Что такое красота»,

  • «Красота в природе и искусстве»,

  • «Как прекрасен этот мир»,

  • «В мастерской художника, писателя, композитора».

Б) экскурсии на художественные выставки, фотовыставки;

В) посещение театров, кинотеатров;

Г) спецкурс «Развитие творческого мышления детей»;

Д) кружки («Юный художник» и др.);

Е) творческие конкурсы: инсценированной сказки, поделок из бумаги (оригами), нарядов для куклы, рисунков на различную тематику.

Младший подросток:

Воспитывать чувство прекрасного, научить различать красивое и безобразное, развивать творческие способности.

Предлагаемые формы:

А) беседы:


  • «Красота в жизни человека»,

  • «Пять минут с искусством»,

  • «Музыка вокруг нас»,

  • «Великие художники, композиторы, артисты…»;

Б) приглашение знаменитых деятелей искусства (художников, поэтов, писателей, композиторов, артистов);

В) творческие конкурсы: талантов, ораторов, кукольных спектаклей, пантомимы, исполнителей народных песен;

Г) студии (музыкальная, ИЗО, хореографическая и др.).

Старший подросток:

Формировать эстетические вкусы, идеалы.

Предлагаемые формы:

А) диспуты:


  • «Что такое красота в моде, жизни, искусстве»,

  • «Мои музыкальные пристрастия»,

  • «Что необходимо, чтобы стать художником, поэтом, музыкантом?»;

Б) творческие конкурсы: исполнителей авторской песни, актерского мастерства, агитпредставителей, юных фотолюбителей, модельеров, парикмахеров, музыкальных пародий;

В) гостиные (поэтическая, музыкальная, театральная).

1-й класс.


<< предыдущая страница   следующая страница >>

Смотрите также:
Целевая комплексная воспитательная
719.98kb.
6 стр.
Закон РФ «Об образовании»
409.9kb.
3 стр.
Паспорт программы наименование программы
1822.27kb.
12 стр.
Общим собранием коллектива гимназии №8 им. Н. Н. Боголюбова
657.99kb.
4 стр.
Программа развития моу гимназии №19 г. Королева Московской области
236.48kb.
1 стр.
Девятый Международный Форум «комплексная автоматизация промышленных предприятий и проектных организаций»
66.72kb.
1 стр.
Н. О. Фоминой Редакция литературы по биологии Федеральная целевая программа
7772.46kb.
32 стр.
Идеологическая, воспитательная работа в вузе: формы, методы, технологии
97.56kb.
1 стр.
Управленческие решения Целевая ориентация управленческих решений
125.03kb.
1 стр.
Воспитательная система формирования смысложизненных ориентаций учащихся средней школы 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
761.94kb.
3 стр.
Комплексная медико-социальная оценка состояния здоровья работников государственной противопожарной службы 14. 00. 33 Общественное здоровье и здравоохранение
352.62kb.
1 стр.
Комплексная программа инновационного развития
1574.47kb.
8 стр.