Главная страница 1
Библиотека МОУ

Дмитриевогорской СОШ
Время доброго общения

или как организовать чтение дошкольника


Материалы для беседы с родителями




2009 год


«Чтение – это окошко, через которое

дети видят и познают мир и самих себя»

В. Сухомлинский.

В последние годы нередко приходится слышать, что в наше время уменьшилось значение детской книги и «чем читать «Мойдодыра», лучше включить диск с записью этого произведения, и пускай ребёнок смотрит». Конечно, это возможный выход из положения для занятых родителей, но заменить ребёнку чтение матери или отца он не может. Ведь процесс чтения способствует духовному общению родителей и детей, установлению взаимопонимания, доверительности. Совместное чтение поможет укрепить любовь, внесёт в жизнь ребёнка дивные впечатления и ни с чем не сравнимую радость. Чтение может стать надёжной опорой для обучения и воспитания ребёнка.

Лучшие детские книги, представляя высокие образцы художественного слова – прозы или поэзии, – воспитывают у детей чувство прекрасного, доброго. Родители читают малышу книжки не для того, чтобы позабавить его. Детские книги с малых лет внушают ребёнку добрые чувства, побуждают к хорошим поступкам. Благодаря чтению повышается грамотность, развивается речь и увеличивается словарный запас ребёнка. Можно было бы продолжить разговор о пользе чтения, и мы нашли бы достаточно доказательств того, что процесс чтения влияет на нравственное развитие малыша.

Детская литература – великая сила, но беспорядочное, поверхностное чтение не приносит пользы, и чтением надо руководить.

А что значит руководить чтением? Это, прежде всего, сформировать у ребёнка интерес к книгам, а затем следить за их выбором, помогать понимать прочитанное, т. е. воспитывать культуру чтения. Семья располагает для этого большими возможностями, чем детский сад и школа, потому что здесь легче осуществлять индивидуальный подход к ребёнку.

А что значит – воспитывать культуру чтения? Это формирование у ребёнка сознательного отношения к книге и библиотеке, обучение самостоятельному выбору книг, внимательному и вдумчивому чтению.

Как учить детей внимательно и вдумчиво читать книги? Для этого применяются разные методы и один из них – чтение вслух. Научные исследования подтверждают, что семейное чтение вслух:


  • учит конкретно мыслить,

  • повышает словарный запас,

  • строит мощную связь между родителями и ребёнком,

  • расширяет кругозор ребёнка,

  • повышает его эрудицию,

  • облегчает обучение в школе.

И потому, найдите время для домашнего чтения, откройте ребёнку удивительный мир литературных героев!

О пользе чтения вслух говорил русский педагог К.Д. Ушинский: «…необходимо приучать детей не только читать, но и слушать внимательно, а потом усваивать и передавать услышанное». Дети, которым мало читали в раннем детстве, не умеют сосредоточенно слушать, поэтому им трудно в школе.

Если родители систематически занимаются с ребёнком, используя каждую свободную минутку для общения и чтения книг, воспитывают у него интерес и любовь к книге, то можно быть уверенным, что основы культуры чтения заложены, а значит, созданы предпосылки для развития малыша.

Когда же следует начинать приобщение ребёнка к книге? Психологи считают – чем раньше, тем лучше. Даже кроха, которому нет ещё и годика, способен проявлять интерес к книгам. Раннее приобщение ребёнка к чтению способствует развитию речи и мышления.

В последнее время большой популярностью пользуется теория опосредованного чтения ещё в дородовой период. То есть, чем больше будущая мама читает вслух детских сказок, стихов, песенок, тем лучше будет развиваться малыш интеллектуально. Учёные доказали, «что ребёнок может слышать звуки голоса матери, когда на подсознательном уровне закрепляется у младенца своеобразный шаблон, каркас языка. Отсюда более быстрое овладение речью, происходит «воспоминание» слышанного когда-то»

Раннее детство – стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в первые годы жизни закладываются основы здоровья и интеллекта человека.



Давайте поговорим сегодня о том, как организовать чтение дошкольника в семье.

Психологи и педагоги утверждают, что родители должны учить любви к книге с младенчества. Насколько рано ребёнок познакомится с книгой, зависит во многом от мамы. Мир чтения неразрывно связан с миром слова. Ребёнок постоянно слышит различные слова, многие остаются в его памяти, некоторые он любит повторять, они становятся его любимыми. И вот, наконец, приходит время, когда кроха понимает, что эти слова можно найти в книгах, просто нужно уметь их читать.

Дошкольный возраст – понятие общее. В детской педагогике и психологии существует детальная его периодизация. Рассмотрим периоды дошкольного возраста в связи с восприятием детьми печатного слова.

Грудной возраст (от 0 до 1 года). Учёные сравнительно недавно подтвердили, что возраст ребёнка до 1 года – самый трудный для родителей. Но даже в этот период младенчества, когда малыши ещё и ходить не умеют, можно проводить с ними развивающие занятия.

Колыбельные песни. Колыбельные песни в народной педагогике рассматриваются как обереги, поскольку вместе со звуком голоса матери, её словами, несут в себе материнский свет и добро. Колыбельные песни передавались из поколения в поколение и дошли до наших дней. Колыбельная песня несёт ребёнку здоровье и спокойствие. Слушая лиричную и красивую колыбельную песню, ребёнок приобщается к миру прекрасного и воспринимает всем своим существом ласку, любовь и доброту матери. В колыбельной песне – неисчерпаемый источник эмоционального и художественного воздействия на ребёнка. Плавная мелодия, ритмические слова и движения колыбельных песен снимают тревожность, возбуждение, действуют на ребёнка успокаивающе.

Через колыбельную песню происходит знакомство малыша с миром, даётся представление об опасности.

Придёт серенький волчок,

Тебя схватит за бочок,

и утащит во лесок,

под ракитовый кусток.

Возьмите в помощники народную поэзию. Для малышей здесь есть всё: песенки на пробуждение («Потягушки-потянушеньки»), умывание («Водичка, водичка, умой моё личико»), игры с ручками («Ладушки», «Сорока-белобока»).

Поэзия многих современных детских поэтов может быть направлена на занятия с детьми грудного возраста. Творчество Е.Благининой, И. Токмаковой выражено в особых жанрах: потешках, потягушках, прибаутках. Например, проговаривая потягушки, мама поглаживает малыша, что способствует появлению у малыша уверенности в защищённости.

Потягушечки-потягушечки

От носочков до макушечки.

Мы потянемся-потянемся.

Маленькими не останемся.

Сегодня большую помощь в приобщении детей к книге оказывают книжки-картинки и книжки-игрушки…

Мамы начинают показывать малышу книжки с картинками, читают ребёнку, повторяя вновь и вновь нехитрый сюжет, показывая, где у котика глазки, лапки, хвостик. Ребёнок показывает вслед за мамой, запоминая при этом слова ярко иллюстрированных русских народных сказок, песенок.

Классическим примером книжек игрушек является книжка «Сказки в картинках» В. Сутеева.

Книжки-игрушки очень необходимы для малышей. По форме они похожи на знакомые ребёнку предметы, различных животных, по ним удобно познавать окружающий мир, рассматривая вместе со взрослыми одну страничку за другой.



Младший дошкольный возраст (от 2-х до 3-х лет). Это один из самых сложных периодов в жизни. Характеризуя этот возраст, психологи отмечают, что «за первые три года растущему человеку приходится запомнить и усвоить такой объём новой информации, какой он не приобретёт за все последующие годы. Мышление малыша очень конкретно, внимание привлекают яркие образы, чётко выделенные. То, что привлекло его внимание, малыш хорошо запоминает и ему нравится повторять то, что он запомнил».

Педагоги советуют мамам продолжать читать малышам прибаутки, песенки, колыбельные, сказки. Для этого возраста хороши книжки с яркими картинками. Очень подойдут для восприятия ритмичные стихи с двумя, четырьмя рифмующимися строками, которые ребёнок хорошо запоминает. Например, это стихи А. Барто «Игрушки», С.Маршака «Детки в клетке». Трудно найти взрослого, кто бы не помнил четверостишие:

Зайку бросила хозяйка,

Под дождём остался зайка,

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

При чтении ребёнку потешек, сказок, стихотворений обязательно нужно менять интонацию, выделять голосом значимые слова.

Тили – тили – тили – бом!

Загорелся Кошкин дом!

Кошка выскочила,

Глаза выпучила.

Бежит курица с ведром.

Заливает кошкин дом.

Чтение можно превратить в увлекательную игру, особенно если в ней будет участвовать любимая игрушка вашего ребёнка (например, мишка или кукла). Сначала игрушка будет играть роль пассивного слушателя, а затем её можно сделать участником того сюжета, который описывается в рассказе или стихе. В этом случае малыш легче усвоит и выучит простые четверостишия.

Уронили мишку на пол.

Оторвали мишке лапу.

Всё равно его не брошу,

Потому что он хороший.

Особое значение в круге чтения детей этого возраста занимают сказки со своим особым миром, со своей философией. Дети этого возраста ещё не понимают человеческих поступков, но хорошо осознают, что такое добро – зло, хорошо – плохо, весело – грустно. Сказки многому учат ребёнка. Они «подсказывают» правильное поведение; развивают нравственные оценочные суждения ребёнка.

Итак, остались позади пестушки. Самое время переходить к сказкам. Начинать лучше со сказок бытовых («Курочка ряба», «Репка») и о животных («Колобок», «Теремок», сборник сказок «Терем-теремок»), сказок народов мира («Красная шапочка», «Дюймовочка», «Золотой ключик»). Они прекрасно отвечают основному возрастному качеству малыша – конкретности мышления. Выбирайте сказки с повторами – они содействуют усвоению и пониманию содержания сказки.

Не нужно читать сказки одну за другой, стремясь прочесть как можно больше, и чаще всего идите навстречу желанию и потребности малыша: перечитывать многократно уже знакомую сказку.

Сказки введут ребёнка в необыкновенный мир, где звери разговаривают, думают и поступают как люди. И ваш ребёнок будет учиться добрым поступкам. Очень точно выразил значение сказки в жизни маленького человека С. Маршак: «Сказка – это концентрат разных витаминов – вроде молока для маленьких. В ней есть все элементы питания. Она учит говорить, мыслить, чувствовать».

Двух-трёхлетние малыши быстро устают и поэтому занятия с ребёнком должны быть не более 15-20 минут.

Психологи отмечают в поведении ребёнка «симптомы плохого поведения» или кризис трёх лет «Я сам». Чтобы кризис прошёл мягче, следует заранее, не дожидаясь, когда «гром грянет»; пересмотреть свои отношения с малышом, а главное, замечайте и цените большие и маленькие достижения ребёнка, выдавайте малышу «лавры в кредит», хвалите его много и преувеличенно.

И вот ещё один совет психолога: «Призовите на помощь всю свою фантазию, игрушки, сказки, книжки. Не хочет слушать вас, так, может быть послушает зайку, мышку или медвежонка (от имени которого будете говорить вы).

И главное, ребёнку всегда нужна ваша любовь, ваше внимание. Уделяйте малышу время каждый день, даже если вы заняты: обнимите его покрепче, почитайте или расскажите сказку.



Средний дошкольный возраст (от 4-х до 5-и лет). В этот возрастной период у ребёнка развивается любознательность, более осмысленным становится выбор книг для чтения. Приобретает значение не только иллюстрации (их красочность), но и название сказки или рассказа.

Во время чтения ребёнок уже может комментировать прочитанное, высказывать своё мнение. В этот же период большинство детей делает первые попытки научиться читать самостоятельно. Важно в этом возрасте не переусердствовать, не отбить у ребёнка возникший интерес к чтению.

К концу четвёртого года жизни можно читать короткие познавательные произведения – поэтические и прозаические, которые могут удовлетворить многочисленные вопросы малыша. Произведения, которые отбираются для чтения, должны быть разнообразны по жанровому составу: сказки авторские и народные, рассказы, стихи. Это стихи К.И. Чуковского, Д. Хармса, Г. Остера и многих других. Это рассказы и сказки Б. Заходера, Т. Александровой «Кузька», Козлова С. Ёжик в тумане», Усачёва А. «Если бросить камень вверх» и многие другие произведения.

В этом возрасте в круге чтения детей 4-х – 5-ти лет могут появиться детские журнала. Самыми интересными и полезными будут ж. «Воробушек», «Карапуз», «Поиграем в сказку» издательского дома «Карапуз», а также «Мой кроха и я», «Наш малыш».

Этот возрастной период чрезвычайно важен в интеллектуальном развитии ребёнка. Интересная и полезная книга, детский журнал могут и должны помочь ребёнку в накоплении знаний и представлений о мире.

Детская поэзия – огромный неповторимый мир, где всё важно, всё имеет большое значение – тема, образ, художественная выразительность и даже такая деталь: легко ли запоминаются стихи. Маленькие дети любят стихи. И. Тимофеева – автор сборника «100 книг вашему ребёнку: беседы для родителей» – пишет: «Если ребёнку с первых дней жизни поют песни…, а позднее – читают стихи, ухо его привыкает к гармонии русского слова, он приобщается к прекрасному». К хорошим стихам возвращайтесь вновь и вновь, советует она, обращайте внимание ребёнка на отдельные строчки, поэтические выражения. Устраивайте детские праздники, где будут звучать весёлые стихи Д.Хармса, В. Берестова, Б. Заходера, С. Маршака и др.

Подарил мне папа

Льва.


Ох, и струсил я сперва!

Я два дня его боялся,

А на третий – он сломался…

Б. Заходер «Мой лев»

Для развития творческих способностей детей можно предложить детям «поиграть» с весёлыми стихами С. Маршака

Ходит, ходит,

Попрошайка

Просит, просит:

Дай-ка, дай-ка,

Дай кусочек пирожка,

Дай глоточек молока

Полкотлетки,

Полсосиски,

Полконфетки,

Полредиски,

Пол_________

Пол_________

Пол_________

Пол_________

С. Маршак.

Придумай продолжение.

Как ты думаешь, что это: смешилка, скороговорка, дразнилка, считалка?

Почему?

Старший дошкольный возраст (6 – 7 лет). Справедливости ради надо сказать, что сегодня у многих детей этот возраст является уже школьным. К этому возрасту, ребёнок уже может сосредоточиться на предмете своего интереса. Он в состоянии контролировать свои эмоции. К этому времени у шестилетнего ребёнка происходит формирование совести, появляются моральные оценки и собственные суждения о поступках других людей и своих собственных.

Начинается период активного обучения самостоятельному чтению. Вместе с тем, у ребёнка в этом возрасте сохраняется желание слушать чтение мамы. Поэтому не спешите оставлять детей один на один с книгой, пусть вам будет интереснее всей семьёй. Совместное чтение с вашим ребёнком поможет укрепить любовь, внесёт в жизнь новые впечатления, радость. Если ребёнку сложно читать самостоятельно, то на первых порах читайте ребёнку вслух текст, затем он читает его самостоятельно. Отмечайте каждый успех ребёнка похвалой, тогда малыш будет стараться порадовать вас своими успехами.

Педагоги рекомендуют в этом возрасте разыгрывать с ребёнком сценки, играть в сюжетно-ролевые игры по прочитанной книге. Детям нравится вместе с родителями рисовать персонажей книг, придумывать им костюмы.

Когда ребёнок пошёл в школу, его можно отнести к категории «читатель». При этом большая нагрузка, связанная со школьными заданиями, необходимость читать не то, что нравится, выводит чтение из разряда игры в разряд полезного навыка. Всё это снижает интерес ребёнка к чтению на досуге. Чтобы не допустить угасания интереса к книге и чтению, педагоги и библиотекари советуют мамам продолжать совместные чтения вслух. Пусть ребёнок возвратится к привычной роли слушателя.

Здесь важно заметить, что при чтении книг огромное значение имеет выразительность чтения, умение передавать чувства и переживания, темп, продолжительность и частота чтения. Простой и понятный совет даёт Анна Герасимова в книге «Уникальное руководство по развитию речи»: «Читать нужно обязательно, но не превращая это в отбывание повинности. Читайте тогда, когда вы и малыш можете расслабиться, когда вы в хорошем настроении (…), читайте выразительно и не торопясь»

Ведущие литературоведы считают, что наряду с произведениями известных детских авторов (А. Волков, Н. Носов, В.Драгунский, А.Линдгрен, Ю.Дружков, С. Прокофьева и другие), маленьким читателям неплохо бы познакомиться с творчеством современных писателей, пишущих для детей. Это – Андрей Усачев, Марина Бородицкая, Марина Москвина, Эдуард Успенский.

Затруднений в выборе необходимой литературы для детского чтения не будет, если мамы обратятся в детскую библиотеку, где им помогут сориентироваться во всём разнообразии современной детской литературы.

Список использованной литературы.
–Герасимова А., Кузнецова В. Школа раннего развития от года до 3 лет. – М.: Олма-ПРЕСС, 2001.

– Герасимова А. Уникальное руководство по развитию речи. – М.: Айрис-пресс, 2002.

– Ковалёв С. Психология семейных отношений. – М., 1987.

– Обухова Л., Шарова О. Семья и ребёнок: психологический аспект детского развития. – М., 1999.

– Романовская З. Чтение и развитие младших школьников – М., 1981

– Светловская Н. Обучение детей чтению: детская книга и детское чтение. – М., 1999.

– Тимофеева И. Сто книг вашему ребёнку. – М., 1987.

– Тимофеева И. Что и как читать Вашему ребёнку от года до десяти. Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением. – СПб., 2000.

– «Читатель прилежный и пылкий…»Книга, чтение и библиотека в жизни Валентина Берестова. – М.: РГДБ, 2007.

– Чуковская Л. Памяти детства. – СПб.,2000.

– Школа чтения: Опыт, теории, размышления: Хрестоматия / Сост. И.И. Тихомирова. – М., 2006.


Уважаемые коллеги!

Предлагаем Вашему вниманию оперативную информацию для родителей читателей-малышей.



Надеемся, что малые издательские формы – буклеты, памятки, закладки, помогут вам в налаживании диалога с родителями.

Поддержите

усилия родителей по организации чтения малышей!
Мы предлагаем:


  • буклет «Ваш ребёнок полюбит читать, потому что ваш ребёнок любит вас»;

  • буклет «Чтение и Ваш ребёнок: шпаргалка для родителей»

  • библиопамятка «Время читать всей семьёй!»

  • закладка «Время читать всей семьёй»

  • закладка «Время читать» (2 варианта)

Успехов Вам!





Смотрите также:
Портал национальных библиотек Европы «Габриэль» Портал
61.87kb.
1 стр.
Библиотека моу
122.65kb.
1 стр.
Библиотека трехмерной графики
1543.17kb.
15 стр.
Публичный отчёт моу макарьевская сош
505.17kb.
3 стр.
Центральная военно-морская библиотека (цвмб)
26.08kb.
1 стр.
Волгоградское муниципальное учреждение культуры «Централизованная система городских библиотек» Центральная городская библиотека
141.02kb.
1 стр.
Реализация проекта «В начале было Слово» в Ростовской области
32.62kb.
1 стр.
Доклады : Задания с параметрами. Докладчик: Колотнев Александр, 11 кл., Моу сош №1, Х. Маяк, Сальский район
40.64kb.
1 стр.
Волгоградское муниципальное учреждение культуры «Централизованная система городских библиотек» Центральная городская библиотека
270.31kb.
1 стр.
Мбук «Централизованная библиотечная система» г. Пскова Библиотека – Центр Общения и Информации «Юбилей писателя – праздник для читателя!»
530.94kb.
4 стр.
Петрозаводск
396.9kb.
6 стр.
Причинки до автобіографії универсальная библиотека. Ч. 423. 10 к. Иван Франко. К свету! На пром
109.65kb.
1 стр.