Главная страница 1


Научно-исследовательский университет

Высшая школа экономики
Факультет прикладной политологии

Кафедра «Теории и практики рекламы»

КУРСОВАЯ РАБОТА


На тему «Аудиобрендинг как фактор неосознанного воздействия»




Выполнила:

Студентка группы № 344



Короткова А.С.

факультет

прикладной политологии

специальность «Реклама»




Научный руководитель:

Долгов С.С.

Москва – 2010

План курсовой работы



Часть I. Брендинг

План курсовой работы 2

Брендинг 5

Основные характеристики бренда 5

Как создать дополнительную ценность бренда? 6

Четыре основных шага создания ценности бренда 6

Оценка бренда 7

Стратегии построения бренда. 8

Концепция построения успешного бренда Томаса Гэда. 9

Аудиобрендинг 10

Компоненты звукового бренда 10

Как можно доказать, что звук может являться элементом брендинга? 13

Звуковые характеристики 15

Элементы музыкального языка 17

Мотив и эмоция 18

Музыка в торговых залах и отношения потребителя с брендом. 20

Звук и идентичность бренда 23

Звучание названия марки и потребительское отношение 24

Выводы: 25



Введение

«Вспомните свой последний поход в кино», -

сказал мистер Вайс. – «Вспомните,

отчего у вас захватывало дух или что

заставило слезы течь по вашим щекам.

Возможно, саундтрек?».1
Каждый день нас атакует масса информационных сообщений, большинство из которых являются рекламными. Каждый пытается занять место в голове потребителя, запомниться. Однако психика потребителя устроена таким образом, что внимание не дает перегружать сознание информацией, и пропускает большую часть сообщений мимо. В ответ на это рекламисты ищут новые пути привлечь внимание в тех областях, которые потребитель не будет расценивать как рекламные и упускать из виду не станет. Появляются целые новые области, которые занимаются поиском новых каналов воздействия.

Однако мне показалось, что есть относительно незанятая и неизученная область, способная повлиять на потребительское поведение – звук. Поэтому в своей работе я решила говорить именно об этом.



В своей работе я буду рассматривать построение бренда посредством звука. Создание бренда – это система. Бренд не бывает ситуативным, его построение должно быть запланировано и последовательно. Создание бренда – это показатель глубокого понимания как сути процесса продвижения, так сути товара, так и рынка. Моя изначальная цель была в том, чтобы исследовать возможности звука именно в стратегическом плане.

Предмет исследования – построение бренда.

Объект исследования – аудиобрендинг.

Актуальность. В наше время необходимы новые решения для эффективного воздействия на потребителя и новые методики построения бренда. Поэтому в своей работе я хочу осветить область звука, которой до этого момента уделялось недостаточно внимания.

Научная новизна. Имеющиеся в интернете статьи, посвященные аудиобрендингу, достаточно молоды и полны неподтвержденных фактов. Учебников на тему звука и рекламы несколько, из них постоянно в продаже только один. В своей работе я постараюсь синтезировать и систематизировать имеющиеся наработки по этой теме.

Научная гипотеза. Звук играет большую роль в создании бренда за счет особенностей его восприятия.

Методика. Сначала я представлю теоретическую базу, что такое брендинг и аудиобрендинг, затем я рассмотрю особенности восприятия звука, и наконец, представлю имеющиеся исследования, касающиеся восприятия звука и влияния, который он оказывает на восприятие бренда потребителем. На основании полученных данных, сделаю необходимые выводы.
Часть I. Брендинг

Брендинг


Брендинг – это стратегическое маркетинговое решение, при котором организация использует название, фразу, дизайн, символы или комбинацию неких символов, чтобы определить свой продукт и отличить его от конкурентов.

Бренд-нейм – название бренда. Слово, дизайн, звук, форма или цвет или комбинация данных параметров, чтобы отличить свой продукт от конкурентов.

Торговое название – это коммерческое зарегистрированное название, под которым компания существует и осуществляет свою производственную деятельность.

Торговая марка указывает на то, что фирма легально зарегистрировала название бренда или торговое название, что означает, что другие подобные продукты не имеют права использовать данное название. Это предостерегает компанию от различных конфликтных ситуаций и позволяет отстаивать свои права в суде.

Основные характеристики бренда2


Идентичность бренда. Набор личностных характеристик, которые ассоциируются с брендом. Как показывает практика, люди имеют свойство приписывать продукту или компании определенные человеческие характеристики, таким образом, одушевляя продукт. К тому же бренду приписываются определенные чувства, настроения, энергетику – все это входит в понятие индивидуальности бренда.

Ценность торговой марки. Отличное название продукта, бренда может послужить компании, создавая некую дополнительную ценность. Это своего рода дополнительная стоимость услуги, которая появляется за счет особенности бренда, его индивидуальности и существует помимо функциональной особенности продукта. Это качество хорошо тем, что создает определенное конкурентное преимущество на рынке. Во-вторых, потребители зачастую готовы платить больше только за то, что они лояльны определенному продукту и их ценности коррелируют с ценностями торговой марки. Данное явление возникает также потому, что функциональные характеристики продукта очень часто являются идентичными, таким образом, идентичность бренда – это единственный способ осуществить выбор в соответствии с некими моральными критериями.

Как создать дополнительную ценность бренда?


Ценность марки не появляется из ниоткуда, она долго создается, оттачивается и воспитывается. Потому так важно с самого начала двигаться по строго заданному вектору, чтобы не создавать излишнего диссонанса в восприятии бренда. И индивидуальность, и ценность бренда это то, что остается в головах потребителей, мысли, чувства, ассоциации, накопленные на протяжении долгого времени знакомства с данным брендом.

Четыре основных шага создания ценности бренда


  1. Разработка индивидуальности бренда, создание положительного образа и достижение узнаваемости марки потребителем.

  2. Необходимо добиться того, чтобы бренд устоялся в сознании потребителя. То есть потребитель четко понимал, что это за продукт, какова его миссия и какие ценности он поддерживает.

  3. Третье – это добиться того, чтобы потребитель правильно относился к данному знанию. Основной акцент делается на то, что потребитель думает, чувствует, воспринимает, какое настроение создается по отношению к бренду.

  4. И последнее – создание четкого устоявшегося резонанса между брендом и лояльным потребителем, активное лояльное взаимодействие. Глубокая психологическая взаимосвязь характеризует личностное восприятие, соотношение себя с брендом.

Оценка бренда


Ценность бренда создает дополнительные финансовые возможности для владельца бренда. Так как торговые марки регистрируются, принадлежит некоему собственнику, они представляют для него экономическую ценность. Следовательно, индивидуальность бренда – некоторый нематериальный актив, который может повысить стоимость марки в целом за счет определенных личностных характеристик, приписываемых марке. В таком случае максимальная ценность будет зависеть от того, как ведется управление брендом.

Лицензирование торговой марки – это контрактное соглашение продажа другой компании права использования торговой марки данной компании в течение определенного периода. Для того, чтобы подобная сделка оказалась удачной, необходим тщательный анализ, чтобы обеспечить стабильное продуктивное взаимодействие лицензедателя и правополучателя.


Стратегии построения бренда.


Существует несколько способов ведения производства в отношении построения содержательного бренда.

Мультитоварный брендинг. Подразумевается, что компания использует одно название для всех своих товаров в продуктовом классе. Данный вид также называется семейным или корпоративным брендингом. Существует несколько преимуществ данного подхода. Сосредотачиваясь на ценности бренда, люди, которые уже имели опыт общения с данной маркой, сложили о ней некое позитивное впечатление или оставшиеся лояльными, могут перенести отношение к определенному продукту под данным названием на другой продукт данной категории. Таким образом, компания получает возможность более простого расширения линейки товаров. Второе преимущество – возможность сэкономить на затратах на рекламу и продвижение продукта, т.к. с его названием потребитель уже хорошо знаком.

Часто используется стратегия суббрендинга – совмещение мультибрендинга с новым брендом. Это подразумевает, что новый бренд появляется со своим собственным названием, однако, при этом открыто тиражируется, какое головная компания этот продукт производит. Данная стратегия с одной стороны, помогает расширению бренда, с другой стороны, позволяет вывести новый продукт в другой ценовой сегмент. Единственный риск – новый продукт может не коррелировать с уже существующей концепцией бренда, что плохо повлияет как на продвижение конкретного нового бренда, так и на репутацию марки в целом.

Как вариант расширения бренда служит совместный брендинг, совмещение двух торговых названий двух производителей для одного продукта. Это позволяет проще войти на рынок, пользуясь при этом уже заработанной репутацией обоих производителей.

Следующая стратегия – стратегия мультибрендовая. Она подразумевает регистрация каждого отдельного продукта под своим собственным именем. Это полезно, когда все товары данного производителя предназначены для различных ценовых сегментов. Разумеется, в данном случае затраты на продвижение продукта будут гораздо выше, потому что данный бренд на рынке новый, потребитель с ним не знаком. К сожалению, траты не всегда бывают оправданы. Но в таком случае, компания пострадает в меньшей степени, чем при мультиноменлатурном брендинге.



Марка розничной сети, магазинная марка, марка дилера. Данная стратегия подразумевает, что производитель продает свой продукт под брендом магазина, который будет впоследствии этот продукт продавать. Плюс данной стратегии в том, что это выгодно и производителям, и оптовикам, к тому же продукт под маркой магазина, как правило, хорошо покупается потребителями. Однако, это работает, пожалуй, только на сегмент товаров массового потребления.

Смешанный брендинг – предполагает, что производитель продает свой продукт как под своим собственным именем (или названием конкретного бренда), так и под маркой магазина, потому что ценовые сегменты различаются.

Концепция построения успешного бренда Томаса Гэда3.


В своей книге Томас Гэд предложил оценку бренда по системе 4D - 4 dimensions - стандартная аббревиатура четырехмерного континуума (длина, ширина, высота, время). Только в его случае, в качестве измерений взяты 4 параметра: функциональное измерение, ментальное, социальное и духовное. Видимо, автор придает своему термину значение, близкое физическим понятиям.

Функциональное измерение формирует представления об объективных потребительских свойствах и качествах товара или услуги.

Ментальное измерение – «способность поддерживать человека». Подразумевается, что это те преимущества, которые человек получает в результате выбора бренда.

Социальное измерение – способность к отождествлению с определенной общественной группой.

Духовное – Бренд способен формировать у потребителя ощущение причастности к неким большим событиям, делам и чувствам.

Аудиобрендинг


Это способ построения сильной марки, основываясь на звуке. Множество споров ведется по поводу того, можно ли данный вид продвижения называть –брендингом. По сути своей разработка звукового стиля продукта – это всего лишь часть построения целостной картины. Однако это не всегда так, и я поясню, почему.

Изучив достаточное количество литературы и исследований, я пришла к выводу, что создание звукового стиля вполне может являться брендингом.



Звуковой бренд – это составляющая бренда, которая отвечает за коммуникацию с потребителем посредством звука.

Компоненты звукового бренда4


Звуковой логотип. Под понятие звукового логотипа подпадает короткая комбинация нот, звуков, упоминание которой потребитель без проблем ассоциирует с брендом. Чаще всего звуковой логотип является частью звуковой темы, но об этом позже.

Звуковой фон. Фоновая музыка, как правило, используется при оформлении торговых точек. Большинство отечественных агентств занимается разработкой фирменного стиля именно на основании создания фирменного звукового фона для помещения. Это важный аспект в создании бренда, однако, далеко не самый основной. Функцией звукового фона по сути своей является создание необходимого настроения, комфортной атмосферы, которая передает определенную информацию о бренде, и помимо этого настраивает на совершение покупок.

Звучание названия продукта или фирмы. В данном случае имеется в виду сочетание звуков названия продукта. Как показывают исследования, определенные сочетания фонем создают сами по себе некоторые ассоциации. Это связано, в первую очередь, с наличием, так называемых звуковых стереотипов. Это определенные звуковые комбинации определенных букв, интонаций, скорости, которые в подавляющем большинстве случаев будут трактоваться людьми одинаково.

Корпоративный гимн. Элемент воздействия на персонал фирмы. Очевидно, что от персонала во многом зависит и коммуникация бренда с потребителем. Настрой персонала влияет и на качество работы, и на качество оказываемого сервиса, и на оформление точки и многое другое. Соответственно компания становится привлекательной как для работников, так и для покупателей. И один из возможных вариантов тимбилдинга – корпоративный гимн. Многим данный вариант сплочения покажется надуманным и достаточно пафосным, что может отталкивать сотрудников. Однако суть в том, что зачастую само наличие неких формальных признаков сплочения уже настраивает персонал на мысль о том, что в данной компании руководство задумывается над корпоративной культурой.

Джингл – рекламная песня. Как правило, используется в радио-роликах, роликах на телевидение, на местах продаж. Это либо специально написанный рекламный текст, положенный на мелодию, либо переделка какой-либо современной песни.

Звучание продукта. Суть в том, что наш продукт имеет собственный звук и с этим надо считаться. Каждый продукт при его использовании производит определенный звук. Для каких-то товаров это имеет большее значение, для каких-то меньшее, однако, звук производится – факт. Соответственно, этим звуком можно оперировать. Чтобы не быть голословной, приведу примеры зарубежного отношения к построению звуковой идентичности.

Во-первых, в Европе существует, так называемая Директива 2000/14/ЕС. В ней говорится о производстве шума в окружающей среде оборудованием, приспособленным для использования на улице. Она была принята Европейским Парламентом и Советом и впервые опубликована в 2000.

То, что европейцев беспокоит звуковое состояние окружающей среды, доказывается еще наличием исследований в данной области. Так, например, еще в 1995 году Isabel López Barrio и José Carles провели исследование5 в Мадриде, посвященное определению звуковой напряженности и звуковой благополучности населенных районов города. Это лишний раз доказывает, что звуку уделяется достаточное внимание, чтобы этим пользоваться. Соответственно, на волне общественной заинтересованности в данной проблеме возникают специфические компании, оказывающие специфические услуги.

MIRA - ведущая компания, занимающаяся автомобильным дизайном. Они предлагают широкий выбор услуг и экспертиз, однако, помимо всего прочего MIRA включает в себя проект NVH – (Noise, Vibration and Harshness). Данный комплекс включает в себя услуги по звуковому брендингу, аэро-акустическому исполнению и удобству вождения. Суть в том, что машины проходят специальный тест на соответствие неким характеристикам. Программное обеспечение PULSE Sound Power определяет количество звука, производимое оборудованием и его комплектующими, включает определение уровня мощности звука, как это описано в международных стандартах, также как оценка уровня производимого уровнем давления в разных позициях близости машины.

Измеренный звук должен изображать, что машина работает нормально и уровень мощности звука получается как комбинация измерений и расчетов, описанных в директиве.

Поэтому, как мы можем видеть, звук продукта – это не шутка, это часть его позиционирования.


Как можно доказать, что звук может являться элементом брендинга?


Функциональное: формирует представления об объективных потребительских свойствах и качествах товара или услуги.

Все аспекты формируют представление об объекте. Наиболее далек – музыкальный фон, однако, как показывает исследование, музыкальный фон также способен информировать потребителя о товаре и магазине. Как это происходит?

На уровне ментального измерения музыкальные атрибуты действуют на максимальном уровне. Ментальное измерение – способность поддерживать человека. Почему они срабатывают? Потому что зачастую основное сообщение содержится в звуковом логотипе – в завершающей фразе ТВ или радио – ролика. Всегда рядом, ночью дешевле, теперь банановый – это все характеристики товара, его уникальное предложение, которое продвигается в первую очередь с помощью звука.

Следующее измерение – социальное. Под социальным измерением понимается способность к отождествлению с определенной общественной группой. Эта функция вполне выполняется любым звуковым элементом фирменного стиля: в молодежных магазинах будет играть молодежная музыка, более дорогие товары будут подчеркиваться классикой, специфичным будет аудиоряд и непосредственно в рекламном ролике. Затронет это и звуковой логотип, по темпу, по подбору голоса и по интонации.

И, наконец, последнее измерение – духовное. Бренд способен формировать у потребителя ощущение причастности к неким большим событиям, делам и чувствам. Здесь особенно стоит выделить корпоративные гимны. Продвижение товара непосредственно не является их прямой целью, а скорее сплочение коллектива, создание рабочей атмосферы и повышение мотивации. Зачастую корпоративные гимны наполнены пафоса и затрагивают общечеловеческие мотивы – патриотизм, любовь, верность…

Я представила вам краткий обзор того, как строится бренд и какое место в нем занимает звук. В последующих главах я подробно рассмотрю, как можно строить бренд посредством звука.

Часть II. Исследовательская

В данной главе я рассмотрю особенности восприятия звука и рассмотрю зарубежные исследования, показывающие, как звук влияет на отношение потребителя к бренду.


Звуковые характеристики6


В нашей жизни, по сути, каждый малейший предмет несет свой звук. Соответственно база звуковых реалий окружающего мира достаточно широка, а значит, есть множество способов использовать это в коммерческих целях. Однако есть способы данное разнообразие дифференцировать.

В целом любые звуки можно разделить на две главные группы: естественные и искусственные. Группа естественных звуков подразумевает, что это то, что издает окружающая нас действительность. В соответствии с этим можно определить две функциональные подгруппы: природные и предметные.



Естественно-природные.

  1. Звуки, порожденные природой (Шум дождя, шелест листвы, плеск воды, гром, голоса людей, птиц, животных… ). Использование подобных звуков в рекламном аудиоряде создает несколько эффектов. Во-первых, это позволяет выйти за рамки радио пространства. Во-вторых, это создает ощущение реалистичности происходящего при самых невероятных сюжетах. И, наконец, упрощает восприятие, потому что это те звуки, к которым у нас на подсознании генетически сложилось определенное отношение, позитивное или негативное.

  2. Голос. Использование голоса в рекламе строится на оперировании регистром и тембром. Регистр помогает определить половую принадлежность, а тембр голоса придает речи определенный характер и возраст.

  3. Звучание самого текста. Сама речь, которую мы произносим, состоит из определенных букво- и звукосочетаний. То, с каким оттенком будет звучать сам текст, как формально, так и содержательно, также зависит восприятие рекламы. Простой пример – если мы слушаем песню на иностранном языке и слова не несут для нас коммуникативной функции, мы воспринимаем фразу как музыку. Соответственно, есть языки, которые нам кажутся мелодичными, а есть те, которые мы воспринимаем как грубые и неприятные.

Предметно-функциональные.

Это звуки мира, порождаемого жизнедеятельностью человека: стук, звон, гудок, бытовая техника… Интершумы. Эти звуки имеют совершенно определенный смысл и используются, скорее, как языковые единицы, чем как декор или придание оттенка настроения. Использование подобных звуков создает эффект воспроизведения реальности, что делает ролик более привычным, комфортным для восприятия, а также определяет сразу область жизни, о которой идет речь в сообщении.



Искусственные.

Это те звуки, которые не имеют аналогов в окружающей среде. Искусственные звуки человек создает не в процессе своей жизнедеятельности, а сознательно. К подобного рода звукам относится музыка.

Музыкальный ряд лишен предметной конкретики, он информирует на эмоционально-образном уровне, и в этом с ним может соперничать только лишь поэзия. Обращается к интонационным, стилевым стереотипам, а также широко известному музыкальному материалу нерекламного происхождения.

Элементы музыкального языка


  • Мелодия. Интонационные особенности мелодической линии.

  • Лад – устойчивые и неустойчивые звуки, связанные между собой. Если звуки тормозят движение, то это устойчивые звуки, они звучат весомо, утвердительно. Неустойчивые звуки звучат как вопрос, побуждают движение. Наиболее употребительны – мажор и минор. Скажем, американская реклама мажорна. В отечественной часто используется минор.

  • Ритм. Ровный ритм в неспешном темпе создает ощущение успокоения. Противоположен – пунктирный ритм. Он обладает особой энергичностью. Ритм обладает возможностью живописать. Очень часто ритм выявляет жанровую природу музыки, особенно танцевальную. Ритм используется как сигнал, позывной.

  • Темп – скорость периодического процесса..

  • Гармония. Аккордовое сопровождение мелодии, в простейшем своем виде – бас и аккорд, осуществляющие поддержку мелодии и являющиеся для нее фоном. Ее функция – придать оттенки.

  • Регистр – высота звучания. Три основных регистра – высокий (прозрачный, звонкий), средний (полнозвучный, насыщенный), низкий (гулкий, темный). От характера товара зависит регистр.

  • Тембр – окраска звука. (струнная смычковая группа, деревянные духовые, медные духовые, ударные).

Таким образом, получается, что звук – это символическая система, язык, определенный код коммуникации, потому что за счет определенных своих характеристик он способен передавать смыслы. Мелодия, гармония, темы, выбор инструментов и голосов – все это элементы музыкально-звукового языка. Интересно то, каким образом передается большинство смыслов посредством звука. Очень простой тест приводится в книге «Звук в рекламе». Эксперимент: дать нескольким людям прослушать музыкальный фрагмент, опросить аудиторию о смысле услышанного. Обязательно выяснится, что все получили одинаковый эмоциональный посыл.

В основе выразительных возможностей музыкальных средств лежат объективные предпосылки (физические, физиологические, психологические…)

Есть достаточно устойчивые по значению средства музыкальной выразительности, сохраняющие свою семантику разных музыкально-исторических контекстах.

Из этого следует один важный момент – то, почему звук воспринимается неосознанно, то, почему сообщение неоднозначно – специфика музыки в том, что она информирует, главным образом, на уровне настроений, эмоций и ассоциативно возникающих образов. Здесь проявляется уникальная способность музыки к звукописи, звукоизобразительности.


Мотив и эмоция7


Чтобы понять, как происходит процесс принятия решения покупателем, как формируется образ бренда, нужно подробно рассмотреть несколько важных параметров: действие, деятельность, мотив и эмоция.

У каждого человека есть спектр потребностей, будь то потребности простые физиологические или более сложные социальные. Однако потребности есть и основное свойство потребности в том, что, как правило, предметов, которые могут ее удовлетворить достаточно много. Соответственно, второй аспект состоит в том, что фиксирован будет первый объект, удовлетворивший эту потребность. Данный процесс называется опредмечиванием потребности. Это важно в том плане, что с этого момента появляется мотив. Мотив – это предмет потребности.

В тот момент, когда создается конкретный образ потребности в голове человека – в этот момент появляется мотив. После появления мотива, и это очень важно, резко меняется поведение потребителя. До этого момента оно было нацелено на поиск, а после – на предмет.

Соответственно, для удовлетворения потребности человеку нужно совершить ряд действий. Этот самый набор действий, определенный понятием мотива, как правило, называется деятельностью. Однако действия не тождественны мотиву. Одно и то же действие может удовлетворять разные мотивы, и наоборот, один мотив может удовлетворяться разными действиями.

Мотивы по направленности и силе своей не бывают равнозначны. Как правило, есть один ведущий и остальные второстепенные, которые называются мотивами-стимулами. Они стимулируют данную деятельность.

Но то, что нас как рекламистов волнует больше всего – осознанность. Безусловно, есть мотивы осознанные, или скорее – любой мотив можно осознать. Но при этом остается большая область мотивов, которые находятся за гранью сознания. При этом существует понятие, которое отвечает за отражение в сознании факта неосознанного мотива – эмоции и личностные смыслы. Эмоции – это реакция организма, это оценка результата деятельности. Если относительно мотива деятельность успешна – эмоции положительные. Наоборот – отрицательные.



Эмоции - непосредственное психическое отражение отношений к явлениям окружающей действительности и собственным состояниям, представляющее целостное единство его вегетативных и когнитивных компонентов.

Если говорить о личностном смысле, то это, по сути, тоже эмоция, только более высокого уровня. Это переживание повышенной субъективной значимости предмета, в основе которого лежит ведущий мотив.

Я рассмотрела, как формируется деятельность в идеале, то есть модель формирования деятельности и цепочка эта следующая: потребность – мотив – цель – деятельность.

Есть еще одно понятие, которое важно отметить– процесс сдвига мотива на цель. Принципиально, что цель может стать мотивом только в одном случае – накоплении положительных эмоций. Вопрос всегда ли должны быть эмоции положительны, это вопрос спорный в силу особенностей восприятия и памяти, но, тем не менее, неизменным остается факт, что процесс связывания мотива и цели – это процесс длительный.

Таким образом, можно понять, что поведение человека основывается на его мотивах, которые в свою очередь вырастают из потребностей. Эмоции – это реакция организма в соответствии с неосознанными мотивами. К тому же, при длительном процессе связывания предмета с конкретными эмоциями – может произойти сдвиг мотива на предмет.

Я рассмотрела особенности восприятия звука, а теперь представлю имеющиеся исследования, показывающие то, как звук влияет на формирование отношения потребителей к бренду.


Музыка в торговых залах и отношения потребителя с брендом8.


На данном отчете об исследовании я хочу остановиться подробно, так как речь идет об очень интересном моменте – взаимодействии потребителя с брендом посредством музыки непосредственно в магазине. Оно очень четко описывает процесс взаимодействия потребителя и бренда посредством звука. Однако не просто взаимодействие, а то, как музыка сочетание музыки с позицией бренда влияет на потребительское отношение к марке.

Было проведено исследование, в ходе которого опрашивались реципиенты, посетившие те или иные магазины и описавшие свои ощущения от музыки, которую крутили на точке. Формально можно поделить этих людей на две категории – имевшие опыт общения с брендом и не знакомые с маркой. В зависимости от данной характеристики музыка оказывала различное воздействие на отношение к бренду.

Саму музыку, которую крутили в магазине, можно разделить также на две категории: та, которая соответствовала общему восприятию марки, и та, которая этому восприятию противоречила. Исходя из этого, были обнаружены очень интересные моменты.

Люди, знакомые с брендом и имеющие некое представление о нем и о некой атмосфере его характеризующей, шли в магазин с определенным «ожиданием». Поэтому, если это ожидание за счет музыки оправдывалось, у потребителя формировалось чувство удовлетворенности маркой.

Для людей, не имеющих представление с брендом, музыка, доносящаяся из салона, являлась неким сигналом о качестве товара, его цене и его целевой аудитории. Если музыка, на самом деле, соответствует тому, что происходит внутри магазина, то она становится своего рода регулятором и фильтром, то есть полноценным элементом фирменного стиля, говорящий о своем бренде. Соответственно, у тех, кто, сопоставив себя с музыкой в магазине, зашел и убедился в том, что это магазин для него, также создается полноценное ощущение удовлетворенности маркой.

Если же мы говорим о ситуации, когда музыка не совпадает с представлением потребителя о бренде, то это еще вовсе не значит, что эффект будет обязательно негативным. Само собой, у людей, знакомых с брендом и с его несодержательной музыкой, создается впечатление диссонанса, дискомфорта, а также возможно возникает ощущение некачественности товара. Люди, не имевшие опыта общения с брендом, рискуют просто не идентифицировать себя с маркой и пройти мимо магазина, что значит только потери прибыли точки. Если потребитель зайдет в магазин, привлеченный музыкой, а в итоге почувствует несоответствие, у него останется только негативный осадок и чувство недоверия бренду. К вариантам несоответствия можно отнести также неудачный подбор громкости. С одной стороны, как признавались респонденты, отсутствие музыки в помещении вообще, напрягает и не настраивает на покупки. Как правило, покупатели испытывают дискомфорт и стараются побыстрее уйти. С другой стороны, если музыка слишком громкая, это также отвлекает от покупок, добавляет суеты и раздражает.

Если рассматривать несоответствие музыки бренду, то возможен и другой вариант развития событий. В случае перепозиционирования марки и магазина музыка как раз будет служить вестником того, что что-то поменялось. В данном случае, негативных коннотаций не возникает, потому что, по сути, музыка остается содержательной позиции бренда и его ценностям и ориентирам, просто ориентиры и ценности меняются. Как в таком случае отличить позиционирование от несодержательности? Как избежать непонимания со стороны клиента? Дело все в том, что имидж компании создается не только на основании звука или картинки, это весь спектр поведения бренда на рынке. Соответственно успешен тот бренд, у которого получается связанная история. Поэтому в случае несогласованности музыка будет не соответствовать самому товару, обслуживанию, интерьеру, чему угодно. Но само несоответствие будет присутствовать и создавать ощущение дискомфорта. В случае же, когда бренд меняет свое позиционирование на рынке, он меняет каждый элемент своего фирменного стиля. То есть система будет согласованной, но другой. Например, вы привыкли приходить в магазин, потому что там дешевая одежда для всех, и вдруг вы приходите, а в нем играет молодежная музыка. Однако и одежда яркая, удобная и дешевая, и персонал молодой и общительный, и зеркала стилизованные. Вы понимаете тогда, что теперь магазин ориентируется на молодежь, и в этом нет несоответствия, а своей музыкой он дает сигнал потребителям, что произошли перемены.

Таким образом, самое главное, что стоит вынести из этого исследования, что музыка в торговом помещении не просто развлечение, а воспринимается самими потребителями, как обязательный атрибут. Это и часть фирменного стиля компании, и ее способ коммуникации с потребителем, и способ таргетирования рынка. К тому же, в зависимости от того, будет ли музыка сочетаться с глобальным позиционированием марки, определенным образом будут выстраиваться отношения потребителя с брендом. В случае гармоничной истории потребители, имевшие опыт общения с брендом и не знакомые с маркой, останутся с чувством удовлетворенности и сделают еще один продуктивный шаг к лояльности по отношению к марке. Если же музыка не будет совпадать с покупательскими ожиданиями, есть два варианта развития событий – в случае несогласованности – разочарование, дискомфорт, потери прибыли. В случае перепозиционирования – удачная коммуникация с потребителем.


Звук и идентичность бренда


Помимо этого, В 1999 году в Америке было проведено любопытное исследование по взаимодействию звука и бренда. Компания Cheskin Research и Beatnik9 провели 225 количественных интервью по 5 городам Америки с целью выяснить, какое влияние оказывает звук на образное восприятие идентичности бренда. Исследовались три компании – NBC, Intel и Headspace.

Суть заключалась в том, что респондентам показывали определенный материал, либо звуковой, либо визуальный, либо комбинированный по всем трем компаниям, а затем задавали вопросы. Вопросы касались собственно идентификации бренда, его образной коммуникации, его ассоциаций с временным периодом, а затем уже задавались вопросы касательно воздействия музыки в офисе.

В итоге такого исследования выяснилось следующее. Что любопытно, оказалось, что эффективное использование звука позитивно сказывается на восприятии бренда, потому что звук может оказывать равное по силе воздействие, что и визуальное исполнение.

Однако ключевое слово – эффективное использование. То есть звук не панацея, он может оказать положительное воздействие, а может оказать и негативное. На примере компании Intel можно проследить, что грамотно использованное звуковое сообщение вне визуального восприятия положительно влияет на бренд. В случае же компании Headspace произошло по-другому: при дополнении визуальной части звуком был оказан негативный эффект на восприятие идентичности бренда.

Из вышеописанного исследования напрашивается некий вывод: чтобы использовать звук для построения бренда максимально эффективно, важно добиться, чтобы основные характеристики бренда легко считывались посредством звука.

Звучание названия марки и потребительское отношение10


Влияние звучания названия бренда на восприятие бренда потребителем. Исследование заключалось в том, что проводили эксперименты исходя из того, что определенные звуки несут определенный смысл.

В ходе исследования было выдвинуто несколько гипотез. Респонденты опрашивались определенным образом: им предлагались названия различных брендов с заведомо подобранными фонемами в составе названии. При этом кому-то давали информацию о названии марки, кому-то эту информацию не предоставляли.

В итоге, выяснилось, что эффект, производимый определенным символизмом звуков названия бреда, на потребителя оказывается, однако потребитель это никак не контролирует. Он может контролировать свое поведение и отношение только в том случае, если он осведомлен об эффекте. Таким образом, в ходе исследования удалось доказать, что процесс присвоения определенных характеристик бренду в зависимости от названия марки – процесс неосознанный и протекает автоматически.

Выводы:


На основании данных исследований и особенностей восприятия звука можно сделать ряд выводов.

  1. Звук – это система коммуникации, которая несет определенный смысл потребителю.

  2. Эмоциональная информация о бренде, передаваемая посредством звука, воспринимается неосознанно.

  3. Разные элементы звука, используемые маркой, оказывают воздействие на восприятие бренда потребителем.

  4. Позитивный эффект, оказываемый звуком на восприятие бренда, осуществляется за счет особенностей звукового восприятия, то есть – неосознанность эмоциональной информации, им передававемой.

Таким образом, можно подвести итог, что важно учитывать звук при построении бренда, так как звук оказывает сильное воздействие на восприятие бренда за счет неосознанности восприятия дополнительной информации. Это значит, что возможно более эффективно сообщать потребителю дополнительные характеристики бренда, которые составляют его идентичность. Соответственно, я прихожу к выводу, что важно уделять звуковой составляющей бренда особое внимание.

Построение бренда это работа системная. Поэтому она требует глубокого понимания актуальных тенденций и возможностей их эффективного применения. На мой взгляд, звук – это и есть тот тренд, который может и должен быть изучен и использован в самое ближайшее время.


Список литературы:

  1. Мулярова Е. Песнь бренда. Так как же сделать бренд узнаваемым на слух. – деловая газета «Бизнес». 05.10.2006

  2. Гэд Т. 4D брендинг: взламывая корпоративный код сетевой экономики. Изд-во Bookhouse Publishing, 2000.

  3. Крылова А.В. Звук в рекламе: учебное пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.

  4. Клаус Мозер. Психология маркетинга и рекламы /Пер. с нем. -X.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2004

  5. Ценев В. Психология рекламы. – М.: Бератор, 2003.

  6. Аудио-запись мастер-класса компании Meta Design.

  7. Дэвид Д’Алессандро. Войны брендов. http://lib.rus.ec/b/73359/read#t68

  8. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М.: Изд-во МГУ, 2002.

  9. Barrio and Carles. Madrid - Acoustic Dimensions of Inhabited Areas: Quality Criteria. The Soundscape Newsletter Number 10, February, 1995.

  10. Beverland. Ai Ching Lim. Morrison. TerziovskiIn-store music and consumer–brand relationships. Journal of Business Research 59 (2006)

  11. Cheskin Research and Beatnik. Research report. Sound and Brand. March 1999

  12. Yorkston, Menon. A Sound Idea: Phonetic Effects of Brand Names on Consumer Judgments. Journal of consumer research, 2004.

  13. How does a Company sound? Network Executive/ www.thetimes.co.uk/appointments/

1 "Think back to the last time you went to the cinema," says Mr Weiss. "What reduced you to a quivering jelly in your seat or made the tears roll down your cheeks? Probably the soundtrack."

How does a Company sound? Network Executive/ www.thetimes.co.uk/appointments/



2 Клаус Мозер. Психология маркетинга и рекламы /Пер. с нем. -X.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2004


3 Гэд Т. 4D брендинг: взламывая корпоративный код сетевой экономики. Изд-во Bookhouse Publishing, 2000.


4 Крылова А.В. Звук в рекламе: учебное пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.


5 Barrio and Carles. Madrid - Acoustic Dimensions of Inhabited Areas: Quality Criteria. The Soundscape Newsletter Number 10, February, 1995.


6 Крылова А.В. Звук в рекламе: учебное пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.


7 Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М.: Изд-во МГУ, 2002.


8 Beverland. Ai Ching Lim. Morrison. TerziovskiIn-store music and consumer–brand relationships. Journal of Business Research 59 (2006)

9 Cheskin Research and Beatnik. Research report. Sound and Brand. March 1999


10 Yorkston, Menon. A Sound Idea: Phonetic Effects of Brand Names on Consumer Judgments. Journal of consumer research, 2004.



Смотрите также:
Аудиобрендинг как фактор неосознанного воздействия
254.95kb.
1 стр.
Взаимопомощь как фактор эволюции
861.61kb.
6 стр.
Взаимопомощь как фактор эволюции
871.4kb.
4 стр.
Фактор надежности инженерно-технической службы
41.32kb.
1 стр.
Академия медицинских наук украины
283.94kb.
1 стр.
К вопросу об адаптации студентов в современном мировом сообществе
74.39kb.
1 стр.
Исследование проблемы психологического воздействия с позиций психологии переговорного процесса с лзз имеет, прежде всего, практическое значение
294.48kb.
1 стр.
Либерализация рынка энергии и энергоресурсов как фактор развития конкурентноспособности экономики
52.81kb.
1 стр.
Модернизация социальной сферы как фактор формирования национальной инновационной системы 22. 00. 03 Экономическая социология и демография
257.32kb.
1 стр.
И. Г. Фактор иосиф Григорьевич Фактор
1271.73kb.
3 стр.
Визуальная коммуникация как фактор социокультурной динамики региона
72.83kb.
1 стр.
Тезисы: Право выражение и отражение общественного бытия. Суждение о
15.5kb.
1 стр.