Главная страница 1


.




Андрианов В. Д.,

профессор МГУ, д.э.н.,
Инфляционные проблемы современной России

Уровень инфляции — один из важнейших макроэкономических показателей, который влияет на процентные ставки, обменные курсы, потребительский и инвестиционный спрос, многие социальные аспекты, в том числе на стоимость и качество жизни.


Из истории инфляции
Современный термин «инфляция» (от латинского слова inflatio – вздутие, разбухание, разводнение) был позаимствован из медицины.

Применительно к денежному обращению это слово стали употреблять лишь в XIX веке в период гражданской войны в США 1864-1865 гг. В то время неразменные казначейские обязательства США, которые называли «гринбеки» в 1864 г. обесценились сразу на 60%.

Приоритет введения в научный оборот термина «инфляция» приписывают А. Дельмару, издавшему в 1864 г. в Нью-Йорке пропагандистский памфлет «Предупреждение народу: бумажный пузырь».

Так же, как и сами деньги, процесс их обесценения известен человечеству с незапамятных времен.


Историческая справка. В экономической истории первые признаки инфляции были замечены еще во времена Александра Великого. В период его знаменитых завоеваний, хлынувшие в Грецию сокровища персидских царей привели к временному обесценению золотых и серебреных монет.

Аналогичная ситуация возникла в Европе в ХVI - ХVII веках, после открытия Америки и значительного притока латиноамериканского золота.

Однако, это были только цветочки, ягодки появились с изобретением бумаги и технологии изготовления бумажных денег.

Великое изобретение человечества – бумажные деньги, заменившие монеты из металла впервые появились в ХI веке в Китае.

Во время правления династии Юань (1271 -1368 гг.) деньги печатались в больших количествах и были главным средством денежного обращения в Китае.

Европейцы узнали о бумажных деньгах в ХIII веке от известного итальянского путешественника Марко Поло, прожившего в Китае 17 лет и подробно описавшего систему бумажного денежного обращения.

В Северной Америке и странах Западной Европы бумажные денежные знаки стали выпускаться значительно позже. В североамериканском штате Массачусетс бумажные ассигнации появились в 1690 г., во Франции – в 1718 г., в Австрии – в 1762 г., в Пруссии – 1765 г. *

Но одним из первых о великой силе бумажных ассигнаций догадался англичанин Джон Ло, предложивший французскому монарху Людовику ХIV с их помощью пополнить доходы казны.

Авантюры британца привели к серьезному финансовому кризису. Ло бежал из Франции накануне революции, предоставив Королю-Солнце самостоятельно решать финансовые проблемы.

Революционная Франция пережила небывалую инфляцию. И при жирондистах, и при якобинцах, и при термидорианцах. На дело революции бесперебойно работали два механизма – печатный станок и гильотина.

Когда в марте 1795 г. к власти пришла Директория, покупательная способность бумажных денег составляла всего 1-2% от их номинала.

Что бы остановить инфляцию были выпущены новые деньги, которые могли свободно обмениваться на земли конфискованные у церкви и эмигрантов. Директория считала это покрытие более надежным, нежели отсутствовавшее в казне серебро.

Если верить великому Гёте, идею решения финансовых проблем государства за счет печатания денег подсказал сам дьявол.

Во второй части «Фауста» несведущий в азах экономики Император себе на беду поддается на уговоры прикинувшегося шутом Мефистофеля и соглашается печатать бумажные деньги, обеспеченные не реальными ценностями государства, а «всем достоянием империи».



Объявлено: означенный купон -

Ценою в тысячу имперских крон.
Бумаге служат в качестве заклада

У нас в земле таящиеся клады.
Едва их только извлекут на свет,

Оплачен будет золотом билет...
Чтоб сделать дело доброе мгновенным,

Мы отпечатали по разным ценам
Билеты казначейские в дукат,

А также в десять, тридцать, пятьдесят.
Восторг на улицах неописуем,

И вместе с населением мы ликуем...
С билетами всегда вы налегке,

Они удобней денег в кошельке.
Они вас избавляют от поклажи

При купле ценностей и их продаже.
Понадобиться золото, метал

Имеется в запасе у менял,
А нет у них, мы землю ковыряем

И весь бумажный выпуск покрываем,
Находку на торгах распродаем

И погашаем полностью заем.
Опять мы посрамляем маловера,

Все хором одобряют нашу меру,
И с золотом чеканом наравне

Бумага укрепляется в стране.


Гёте И.В., Составлено по "Фауст" – М.: Слово, 2004 г. (Великие книги мира), стр. 201-202. Перевод с немецкого Б. Л.Пастернака

Самое любопытное, что вошедший в анналы мировой экономической истории образец гиперинфляции дала именно родина Гёте. Спустя сто с небольшим лет после смерти Гете Германия, проигнорировав предостережение классика, на себе испытала все ужасы обесценения денег.



Историческая справка. Гиперинфляция в Германии после первой мировой войны была поистине обвальной. Если в июле 1914 г. американский доллар стоил 4 марки, в июне 1919 г. - 14 марок, в январе 1922 г. - 192 марки, то в августе 1923 г. за один доллар США давали 4,6 миллиона рейхсмарок. В ноябре 1923 г. гиперинфляция достигла своего пика, тогда один доллар США стоил уже 4,2 миллиарда рейхсмарок. В конечном итоге бумажные марки стали принимать не по номиналу, а по весу.
Негативные последствия гиперинфляции пережили многие страны в период Второй мировой войны и после нее. В частности, в Греции в 1944 г. в период галопирующей инфляции денежная масса увеличилась до фантастических размеров – 2,5 квинтиллиона драхм, национальная валюта в результате не контролируемой эмиссии обесценилась в 50 миллиардов раз.

В послевоенный период процесс гиперинфляции отмечался во многих странах, в том числе в странах Латинской Америки.

Рекорд последних десятилетий прошлого столетия был зафиксирован в Никарагуа в 1988 г. – 330-разовое повышение цен (16500%), в 1991 г. годовой рост цен составил 7755%.

В Чили максимальный уровень инфляции в размере свыше 1000% в год был зафиксирован при правлении Президента Альенде в середине 60-х годов.

В Боливии рекордный уровень годовой инфляции составил 10 000% (1984 г.), в Перу – 7482% (1990 г), в Аргентине – 3100% (1989 г), в Бразилии – 2706% (1994 г).

На африканском континенте длительный процесс гиперинфляции наблюдался в Конго (Заире) с 1990 по 1996 гг. годовой уровень инфляции колебался от 256 % (1990 г.) до 10 000% (1994 г.).

В Европе наиболее значительные инфляционные процессы отмечались в Союзной Республике Югославия в период действия против страны экономических санкций. В конце 1993 г. югославский динар дешевел со скоростью 2% в час.


Историческая справка: По свидетельству очевидцев на улицах многих городов Югославии валялись десятитысячные, стотысячные и даже полумиллионные купюры – стоимость бумаги, на которых они были напечатаны, многократно превышала их покупательную способность.
Вместе с тем следует отметить, что не всем странам пришлось пережить тяжелые последствия гиперинфляции. Некоторым странам и прежде всего азиатским новым индустриальным странам (НИС) в переходный период создания рыночной экономики благодаря эффективной экономической политики удалось избежать резкого повышения уровня цен.

В частности, в Республике Корея за период с 1960 по 2006 гг. средний уровень инфляции не превышал 10%. Максимальный уровень инфляции был зафиксирован в 1974 г. во время нефтяного кризиса. После резкого повышения мировых цен на нефть уровень инфляции в стране составил 29,5%.

Анализ динамики мировых цен в период с 1970 по 2006 гг. показал, что, начиная с 1990 года прослеживалась устойчивая тенденция снижения этого показателя, а с 1996 по 2006 гг. определенная стабилизация на уровне, не превышающим 5%.

(далее график ) Динамика мировой инфляции.

Однако, начиная с 2007 г. значительный рост мировых цен на топливно-энергетические товары оказал влияние на рост цен на продовольственные товары, что привело в 2008 г. к росту уровня инфляции практически во всех регионах и странах мира, вновь превратив эту проблемы в одну из самых актуальных.
Определение и сущность инфляции

Первоначально под инфляцией понималось всякое расширение денежного обращения, каковы бы не были его последствия.

Затем инфляцию определяли как переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост цен.

Во второй половине прошлого столетия в экономической науке появился многофакторный подход к инфляции. Инфляцию стали считать не просто денежным, но и общеэкономическим феноменом, поскольку динамика денежных параметров предопределяется глубинными процессами общественного воспроизводства и проводимой экономической политикой.

Наиболее успешную попытку упорядочить и систематизировать знания об инфляции сделала в конце 70-х годов прошлого столетия профессор Л.Н. Красавина.

По ее мнению, сущность инфляции состоит в нарушении закона денежного обращения. Причинами инфляции служат диспропорции в процессе общественного воспроизводства и экономическая политика правительства. Формы проявления инфляции – избыток денежной массы в обращении по сравнению с потребностями оборота и обесценение денег.



Это означает, что инфляцию нельзя определять только как нарушение закона денежного обращения.

Независимо от того, какие причины послужили первичными импульсами, любое повышение цен вызывает необходимость увеличения денежной массы и расширения денежно-кредитного оборота.

В экономической структуре общества каждый закон действует не изолированно, а во взаимной связи с другими. Выделение некоторых законов возможно только в теоретическом анализе, поэтому из отдельного закона можно вывести лишь абстрактное понятие.

Явления же, происходящее в реальности, тем более такое сложное, как инфляция, – результат взаимодействия многих законов и факторов.

Таким образом, на динамику инфляционных процессов влияют как денежные так и не денежные факторы.

К денежным факторам инфляции следует отнести:


  • темпы прироста денежной массы;

  • уровень спроса на деньги;

  • динамика временных лагов;

  • темпы роста реального сектора экономики.

Вместе с тем инфляция не чисто денежное явление и даже не совсем экономическое. Исторический опыт свидетельствует, что инфляция очень часто является результатом общественных потрясений, политических и социальных конфликтов, когда нарушается устойчивость всей экономической системы.

Современная инфляция – не аномалия, это одновременно и результат, и способ разрешения противоречий, свойственных общественному воспроизводству и развитию.

Все рассмотренные понятия инфляции не исключают, а дополняют друг друга. Они отражают процесс ее усложнения как явления экономической жизни и различные уровни ее теоретического анализа.

Основные виды инфляции

На основании анализа мировой практики можно выделить, в зависимости от причин возникновения стремительного роста цен и обесценения денег, следующие виды инфляции:



  • административную инфляцию;

  • инфляцию издержек;

  • инфляцию спирали цен и зарплат;

  • инфляцию спроса.

«Административная инфляция» порождается волей государственных органов, различных союзов и объединений, отдельных лиц и др. В России пока сохраняется достаточно высокая степень монополизации товарных рынков и соответственно самый сильный ценовой диктат монополистов.

Фактическое отсутствие конкуренции на основных товарных рынках, монополизм производителей и поставщиков продовольственной и промышленной продукции сохраняют существование рынка продавца, а не рынка покупателей как в большинстве стран с развитой рыночной экономикой.

«Административная инфляция» проявляется во взвинчивании тарифов на железнодорожные перевозки, платы за услуги почты, связи, коммунальные услуги, в увеличении ставок импортных пошлин и др.

Поднимая цены в ключевых отраслях, например, увеличивая тарифы на перевозку народнохозяйственных грузов или на газ для промышленных потребителей, «административная инфляция» стимулирует «инфляцию издержек».

Под «инфляцией издержек» в мировой практике подразумевается такой механизм формирования цен, при котором их рост определяется не увеличением спроса, а повышением затрат. «Инфляция издержек» обусловлена ростом всех компонентов производственных затрат — материальных ресурсов, заработной платы, затрат на обслуживание долгов и покупку денежных ресурсов и др.

«Инфляция издержек» не является специфической закономерностью переходного периода от централизованно планируемой экономики к нормальной рыночной системе.

Вспышки «инфляции издержек» происходят вследствие ряде структурных сдвигов, снижающих чувствительность экономики к конечному потребительскому спросу и создающих условия, когда система производства, кредитно-денежный и фондовый рынки начинают работать во многом сами на себя.

«Инфляция спирали цен и зарплат» близка по характеру к «административной инфляции» и «инфляции издержек», поскольку обусловливается повышением уровня заработной платы (в частности, работникам бюджетной сферы), что приводит к росту денежной массы и увеличению издержек производства.

Это соответственно провоцирует рост цен на большинство продовольственных и промышленных товаров. В свою очередь рост цен вызывает необходимость индексации заработной платы, тем самым замыкая порочный круг.

И наконец, «инфляция спроса» порождается выпуском в обращение дополнительной массы платежных средств, что создает превышение спроса над предложением и приводит к росту цен.

В этой связи необходимо сокращать государственные расходы, стремясь в идеале к бездефицитному бюджету ради уменьшения эмиссии денег.

Очевидно, что все, рассмотренные виды инфляции тесно связаны между собой и влияют друг на друга. В частности, факторы инфляции спроса и инфляции издержек часто действуют одновременно, что значительно затрудняет проведение успешной антиинфляционной политики.

Инфляцию можно также классифицировать по скорости роста цен и масштабу обесценения национальной валюты. По этому критерию можно выделить:



  • ползучую инфляцию, при которой среднегодовое повышение цен составляет 5-10%;

  • галопирующую - среднегодовое повышение цен от 10 до 100%;

  • гиперинфляцию - среднегодовое повышение цен более 100% в год;

  • супергиперинфляция, когда цены всего за один месяц подскакивают на 50% и более процентов, и годовом исчислении инфляция превышает 500% и более.

Как показывает мировой опыт, относительно устойчивое развитие рыночной экономики, возможно сохранить только при ползучей форме инфляции, которая обеспечивает мягкую корректировку соотношения спроса и предложения на денежном и товарном рынках.

В результате национальные деньги продолжают без ограничений выполнять все надлежащие функции. Поэтому подобная инфляция обычно не вызывает волнений государства и населения, если не считать опасений о возможности ее перерастания в более масштабную.

При галопирующей инфляции становится неэффективной такая функция денег, как средство накопления. Предприниматели и население начинают использовать в качестве такого средства не национальную валюту, а валюты других стран, золото, драгоценности, произведения искусства, недвижимость и др.

В условиях гиперинфляции и супергиперинфляции национальная валюта перестает выполнять функции меры стоимости и средства обращения. Период высокой инфляции, ведет к значительному снижению роста реальных доходов населения, как правило, характеризуется усилением социально-политической напряженности и нестабильности.

Расстройство денежной системы приводит к нарушению всей экономической деятельности. Возникает так называемый стагфляционный кризис, когда стремительный рост цен сочетается со спадом производства.
Инфляционные проблемы современной России
Экономика современной России реально столкнулась с серьезными инфляционными проблемами в начале 90-х годов в период экономической трансформации – от централизованно планируемой к рыночной экономике.

При переходе к рыночной экономике правительством использовалась ортодоксально-монетаристская программа финансовой стабилизации, предложенная МВФ. Ее основными элементами были:



  • либерализация цен на товары и услуги;

  • беспрецедентная по своим масштабам и скорости приватизация, охватившая примерно 80% государственной собственности;

  • либерализация внешнеэкономической деятельности, включая переход к плавающему курсу рубля;

  • борьба с растущей инфляцией, путем ограничения роста денежной массы и ограничения предложения денег.

Эти меры представляли собой наиболее радикальный вариант перехода
к рыночной экономике и потому называются «шоковой терапией».
Социально-экономические последствия такой политики для российской экономики были разрушительными.

Непродуманные экономические реформы в форме «шоковой терапии» в России, после развала Советского Союза в начале 90-х годов прошлого столетия, отсутствие реальной антиинфляционной программы, ориентация преимущественно на монетаристские методы регулирования экономических процессов, привели к гиперинфляции и супергиперинфляции.

Пик инфляции в России пришелся на 1992 г., когда цены за год выросли в среднем на 2508%. В 1993 г. цены на потребительские товары увеличились в годовом исчислении на 844%, и по этому показателю в то время Россия среди других стран мира уступала лишь Бразилии (2830%).

Супергиперинфляция потребовала денежные знаки более высокого достоинства для обеспечения роста цен необходимой денежной массой. В 1993 г. в оборот были введены новые банкноты достоинством 5, 10, и 50 тыс. рублей.

В 1994 г. и 1995 г. продолжался стремительный рост потребительских цен, который в годовом исчислении составил соответственно 215,0% и 131,3%.

В этот период Россия переживала стагфляционный кризис – сочетание экономического спада (стагнации) с высоким уровне инфляции. Промышленное производство в этот период в России сократилось более чем в два раза.

Резкое падение производства заметно сократило поступление налогов в государственный бюджет, что наряду с незначительными доходами от радикальной, но неэффективной приватизации, обеспечило на многие годы его хронический дефицит.

Достаточно длительный период высокой гиперинфляции в России был обусловлен тем, что борьба с ней велась преимущественно монетаристскими методами.

Они оказались малоэффективными из-за господства инфляции издержек, которая была следствием быстрого роста цен на энергоносители и товары сырьевой группы, а также повышения транспортных тарифов.

При инфляции издержек первоначальный толчок росту цен дают не денежные факторы, а производственные и рыночные.

Вызванное ими повышение цен заставляет центральные банки увеличивать денежную массу. В странах с развитой и гибкой системой кредитно-денежного регулирования установление баланса между предложением денег и спросом на них происходит практически автоматически. При отсутствии такого баланса развивается инфляция или возникает острая нехватка платежных средств.

В России, в соответствии с монетаристскими принципами сдерживание инфляции осуществлялось путем искусственного сокращения денежной массы ниже потребностей денежного обращения.

Такая политика привела к массовым неплатежам практически во всех отраслях экономики, способствовала развитию бартерной торговли, масштабной долларизации экономики, долгосрочным задержкам выплаты зарплаты и пенсий, что препятствовало росту экономики.

Поэтому меры монетаристского характера, сокращающие платежеспособный спрос оказались в России абсолютно неэффективными.

Иначе говоря, в России до первой половины 1998 г. снижение инфляции происходило в основном за счет сокращения производства, что сделало крайне непрочным и сам процесс ее замедления.

Лишь благодаря введению валютного коридора и других мер по укреплению национальной валюты в 1996 г. правительству удалось обуздать инфляции и снизить ее уровень до 21,9% и в 1997 г. до 11%.

В дальнейшим правительство планировало уменьшить уровень инфляции до 9,1% к 1998 г., до 7,2% к 1999 г. и до 6,6% к 2000 г.

Однако этим планам помешал финансовый кризис, который разразился в августе 1998 г. и привел к новому витку роста потребительских цен. Уровень инфляции в этом году составил 84,4%.

В бюджете Российской Федерации на 1999 г. рост потребительских цен прогнозировался уже на уровне 30%. В свою очередь, специалисты Международного валютного фонда оценивали рост потребительских цен в России в 1999 г. не менее чем на 56%. В реальности уровень инфляции в России в 1999 г., по официальным данным, составил 36,5%.

В период с 2000 по 2004 г. в результате проведения последовательной политики по сдерживанию роста цен вновь наметилась устойчивая тенденция к снижению данного показателя, который уменьшился за указанный период с 20,2% до 10,0%.

В 2005 г. правительство прогнозировало уровень инфляции 9%, однако удержать данный показатель в прогнозных рамках не удалось, и он составил 10,9%.

В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 – 2008 гг.), утвержденной Правительством РФ в январе 2006 г., была поставлена задача добиться снижения уровня инфляции в 2006 г. до 7,0 – 8,5%, в 2007 г. – 6,0 – 7,5% и в 2008 г. – до 5,0 – 6,0%.

Однако достичь указанных показателей также не удалось. В 2006 г. уровень инфляции составил 9,0%, а в 2007 г. возрос до 11,9%.

При этом по многим продовольственным товарам рост потребительских цен был гораздо больше. В частности, цены на подсолнечное масло в 2007 г. повысились на 52,3%, на сливочное масло – 40,3%, на молоко и молочную продукцию – 30,4%, на хлеб и хлебобулочные изделия – на 22,4%.



Таблица №
Динамика среднегодового уровня инфляции в России


годы

инфляция

(%)

1990

5,3

1991

92,6

1992

2508,8

1993

844,2

1994

215,0

1995

131,3

1996

21,9

1997

11,0

1998

84,4

1999

36,5

2000

20,2

2001

18,6

2002

15,1

2003

12,0

2004

10,0

2005

10,9

2006

9,0

2007

11,9


Источники: Россия в цифрах. Официальное издание. Росстат, за соответствующие годы.
В принятой правительством в 2006 г. Программе социально-экономической развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 – 2008 годы) параметры роста цен не были достигнуты.

В ближайшие годы в России следует ожидать сохранения относительно высоких (по сравнению с другими странами мира) темпов роста инфляции (10% – 15%) , поскольку не созданы действенные механизмы стабилизации экономики и регулирования уровня внутренних цен.

Важно подчеркнуть, что инфляция в современной России не носит монетарного характера, т.е. напрямую не связана с увеличением денежной массы, а вызвана отсутствием реальной конкуренции и монополизацией многих товарных рынков и, прежде всего, сферы энергетики, транспорта, строительства, производства продуктов питания, розничной торговли и др.

Так по данным Банка России темпы ежегодного прироста денежной массы (М2) составляли (данные на 1 января соответствующего года) в 2001 г. 61,5%, в 2002 г. 39,7% (прогнозный показатель был 28%), в 2003 г – 32,4% (26%), в 2004 г – 50,5% (25%), в 2005 г – 35,8% (30%), в 2006 г – 38,6% (24%).

Следует отметить, что ежегодные темпы прироста денежных агрегатов складывались выше, чем предусматривалось единой государственной денежно кредитной политики.

Однако, анализ сравнительной динамики изменения денежной массы и инфляции в России в период 2000 – 2006 гг. наглядно свидетельствует об отсутствии прямой зависимости роста потребительских цен от темпов увеличения денежной массы (М2).

(далее графики)

В 2007 г. прирост денежных агрегатов по данным Банка России составил 47,6%, а по данным Министерства финансов – 52%.

Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики на 2008 г. прогнозировалось, что рост денежной массы составит 24-30%, в 2009 г – 20 - 24%, в 2010 г – 16 - 20%.

По прогнозам специалистов, влияние данного фактора на инфляционные процессы в ближайшие годы может усилится. Следует вести жесткий контроль за соответствием денежных агрегатов и достижением целевых ориентиров по базовой инфляции.

По нашим оценкам уровень инфляции в 2008 г. в России может превысить 15-20%, а по отдельным продовольственным товарам рост цен может быть более значительным.
Основные направления антиинфляционной политики

В России с 1992 г. проводилась девальвационно-инфляционная политика, которая доказала свою историческую, экономическую и социальную несостоятельность.

В результате такой политики обесценение рубля имело катастрофические последствия для отечественной экономики и основной массы населения страны.

Трудно оценить реальные материальные, социальные, моральные и психологические последствия инфляционных и девальвационных потрясений начала 90-х годов и 1998 г, которые на себе испытал практически каждый житель многострадальной России.

Как показывает мировой опыт, ползущая девальвация и обесценение национальной валюты на определенном этапе могут стимулировать рост экономики за счет повышения экспортной конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей.

Однако девальвация имеет весьма краткосрочный эффект. Происходящее под влиянием ползущей девальвации удорожание импорта, рост внутренних цен и издержек производства быстро сводят на нет выигрыш предприятий экспортеров от девальвации национальной валюты. Ибо поднятая девальвацией инфляционная волна быстро доходит и до них.

При высокой инфляции детонирующая ее девальвация неизбежно приобретает ползучий характер, постоянно провоцируя рост цен.

Таким образом, экономика страны попадает в девальвационно-инфляционную ловушку, выбраться из которой очень сложно даже странам с развитой рыночной системой и эффективным государственным регулированием.

Нескончаемый цикл постоянных девальваций и высокой инфляции способен разрушить даже самую процветающую экономику.

Именно в этот порочный круг постоянного обесценения национальной валюты была втянута экономика Россия в период так называемы либеральных экономических реформ.

Очень резко о девальвационно-инфляционной политике высказывался Людвиг Эрхард. В частности, он утверждал, что «инфляция не обрушивается на нас как проклятие или трагически роковое событие, ибо она всегда вызывается легкомысленной или даже преступной политикой. Нужно заклеймить всякое потворство инфляционной политике перед лицом всей общественности и этим воспрепятствовать всякой такой попытке».

Примерно таких же взглядов на инфляцию придерживался и известный французский экономист, лауреат Нобелевской премии в области экономики (1988 г.) Морис Алле, который ряд своих работ посвятил исследованиям в области денежной динамики.

Он считал, что в неустойчивой в денежном плане экономике не может быть ни эффективности, ни справедливости в распределении доходов.

В одном из основных своих трудов «Налог на капитал и денежная реформа», анализируя процесс инфляции и кредитный механизм, он писал: – «Эта система (имеется в виду инфляция), приводящая к гигантскому ограблению одних другими, опирается в своей основе на обман и мистификацию... Как и в любой период ускоренной инфляции в прошлом, развивался нездоровый капитализм; возникли скандальные состояния, чаще всего в силу сговора плутократии, политократии и технократии».

Высокая инфляция подрывает экономические основы общества. Сохранение на протяжении последних лет высоких темпов инфляции приводит к росту инфляционных ожиданий, которые приобретают инерционный характер, формируя высокую склонность населения к потреблению.

В последние годы, несмотря на процесс стабилизации и некоторого укрепления внутреннего валютного курса рубля по отношению к американскому доллару и другим свободно-конвертируемым валютам, в экономике России сохраняется значительный инфляционный потенциал.

Затянувшаяся инфляция в России является следствием неудачной и неэффективной общей экономической политики, не обеспечивающей роста экономики, а примитивный зажим денежной массы дает лишь временный эффект снижения инфляции.

Для борьбы с инфляцией необходимо разработать и реализовать комплекс мероприятий, сочетающий меры денежно-кредитной политики и государственной политики по стимулированию экономического роста, структурной политики и социальной политики.

Эффективная антиинфляционная политика позволит держать под контролем цены, не подавляя роста национальной экономики в долгосрочной перспективе.

Прежде всего, необходимо преодолеть межведомственные разногласия и определиться с методикой подсчета роста цен.

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации предлагает сохранить существующую методику, когда за точку отсчета берется декабрь предыдущего года, а ежемесячные показатели роста цен суммируются в рамках календарного года.

Министерство финансов России предлагает перейти на скользящий метод подсчета инфляции, при котором месячный индекс роста цен рассчитывается относительно аналогичного показателя предыдущего года.

Следует отметить, что в России официальный рост цен резко отличается от реального. Это связано главным образом с тем, что в индексе потребительских цен учитываются цены на 400 различных товаров и услуг.

Для выявления реального рост цен необходимо рассчитывать так называемую «социальную инфляцию».

Представляется целесообразным определять индекс потребительских цен примерно по 30 товарам и услугам, которыми пользуются граждане. Если взять такой более узкий набор, то окажется, что в 2005 г. при официальном уровне инфляции 10,9%, цены, по разным оценкам, выросли на 20 – 25%

Кроме того, в целях более объективного отражения ситуации с ростом цен в экономике целесообразно рассчитывать инфляцию не только по росту потребительских цен, но и по росту оптовых цен.

Далее, необходимо переходить к политике прямого таргетирования инфляции. Центральный банк Российской Федерации, как и Европейский центральный банк должен действовать по принципу установления целевого уровня инфляции.

Речь идет о полнофункциональном таргетировании инфляции, т.е. четком институциональном обязательстве Центрального банка по достижению ее целевого ориентира.

В Конституции Российской Федерации в Главе 3 Федеративное Устройство, (статья 75 часть 2) записано: «Защита и обеспечение устойчивости рубля – основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти».

Под термином «устойчивость» подразумевается способность сохранять равновесие. Критерием равновесия для валюты служит ее платежеспособность, т.е. уровень установленных в этой валюте цен на товары и услуги.

Данное положение дает нам основание полагать, что главной функцией Банка России должно стать «поддержание стабильности цен». Под стабильностью цен следует понимать уровень инфляции, не превышающий 2 % в год.

Все остальные функции Банка России должны реализовываться только при соблюдении этой первой заповеди. Данное положение необходимо закрепить в законодательном порядке, т.е. внести изменения в Закон о Центральном банке Российской Федерации.

Следует подчеркнуть, что режим тагретирования инфляции по сравнению с другими монетарными инструментами является гораздо более требовательным с точки зрения зрелости экономики и институциональной структуры к его использованию.

В частности как показывает мировой опыт, при переходе к такому режиму необходимо и желательно соблюдение следующих условий:


  • центральный банк должен обладать легальной автономией и не испытывать давления со стороны властей, которые могут привести к возникновению конфликтов с объ­явленной целью по инфляции;

  • ценообразование должно быть свободным;

  • экономика не должна испытывать сильной зависимости от цен на экспортируемое сырье;

  • прогнозируемый уровень колебаний обменного курса;

  • минимальный уровень долларизации финансовой сферы;

  • устойчивая банковская система и развитые финансовые рынки;

  • надежная статистическая база и высокая квалификация аналитиков;

  • ЦБ должен иметь надежную методику определения базовой и других видов инфляции, оперативно анализировать текущую динамику изменения потребительских цен и быть способен достоверно ее прогнозировать.

Очевидно, что не все условия могут быть выполнены для введения режима таргетирования инфляции в России.

В частности, законодательно ЦБ РФ обладает автономией, однако регулярно испытывает давление со стороны как исполнительной, так и законодательной власти.

Особенностью нашей экономики является ее экспортно-сырьевая направленность, в следствии чего она достаточно сильно зависит от мировых цен на сырьевые ресурсы, и прежде всего, на энергоносители.

Долларизация экономики России хотя и резко снижается, но остается достаточно высокой.

По сравнению с другими странами финансовая система России развивается достаточно высокими темпами, но по уровню ее капитализации, спектру предоставляемых финансовых услуг, возможности регулировать ликвидность пока отстает от многих развитых стран.

Режим таргетирования инфляции стоит внедрять только тогда,


когда руководители центрального банка готовы жестко придерживаться объявленных целей и решений.

Режим инфляционного таргетирования является гибким инструментом денежно-кредитной политики, однако для его успешного применения важно обеспечить полное доверие экономических агентов


к проводимой политике и заявлениям руководителей центрального банка.

Учитывая эти особенности российской экономики, Центральный Банк вряд ли в ближайшее время сможет перейти к полномасштабному режиму таргетирования инфляции.

Вместе с тем, постепенное смещение акцента от целеполагания по обменному курсу к целеполаганию по инфляции будет совершенно оправданно.

Необходимо изменение акцентов в сложившихся ориентирах денежно-кредитной политики использование всех ее инструментов для борьбы с инфляцией и создания условий экономического роста.

При этом денежно-кредитная политика Банка России не должна характеризоваться механистическим подходом к контролю за предложением денег в экономике и за динамикой валютного курса.

В частности, ставка рефинансирования в России до сих пор остается скорее экономическим индикатором, чем регулятором уровня инфляции.

Ставка рефинансирования не стала эффективным инструментом денежно-кредитной политики, напрямую не влияет на стоимость заемных средств на межбанковском рынке, поскольку имеет несвойственные ей в рыночной экономике фискальные функции и применяется во многих сферах бухгалтерского учета и налогообложения.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации учетная ставка Центрального банка привязана:


  • к расчетам пени на недоимку по уплате налогов и сборов;

  • к расчетам процентов при предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты налогов и сборов, предоставлении налогового кредита;

  • к расчетам процентов при просрочке налоговым органам возврата излишне уплаченной суммы налога или сбора;

  • к расчетам пени при нарушении банком сроков исполнения платежного поручения клиента на уплату налогов (сборов);

  • к определению затрат на оплату процентов по кредитам банков, полученных юридическими лицами на производственные цели для исчисления налога на прибыль;

  • в ряде случаев ставка рефинансирования применяется для определения в целях налогообложения размера материальной выгоды, получаемой налогоплательщиком;

  • к расчетам в многих других случаях.

Ставку рефинансирования необходимо освободить от несвойственных ей в рыночной экономике фискальных функций. Для этого необходимо внести соответствующие поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации.

В перспективе этот показатель, так же как в США, Европейском сообществе и многих других странах, должен стать ключевым ориентиром, индикатором и регулятором финансового рынка.

Политика Банка России по вопросу обязательного резервирования должна быть направлена на приближение к общемировым нормам и стандартам.

Главное, чтобы размеры и порядок формирования обязательных резервов не были существенным ограничителем кредитных возможностей коммерческих банков.

Однако снижение норм обязательных резервов по срочным вкладам будет возможным в условиях расширения активности коммерческих банков в области долгосрочного кредита и уменьшения рискованности банковского кредитования.

Следует усовершенствовать систему рефинансирования коммерческих банков, которая не должна сдерживать коммерческие банки в увеличении объемов кредитования, а наоборот, должна стимулировать расширение кредитования реального сектора экономики.

Следует подчеркнуть, что проблема рефинансирования не является сугубо банковской. Руководители кредитных организаций отмечают значительный отток заемщиков к зарубежным конкурентам. Особенно это заметно по динамике заимствований крупных российских компаний и банков.

Необходимо переломить негативную тенденцию превышения объема заимствований на зарубежных рынках над объемом заимствований внутри страны. Дополнительный приток капитала в страну при избыточной ликвидности обостряет проблему инфляции.

Правительству следует рассмотреть вопрос возможного введения нормативного регулирования за осуществлением внешних заимствований государственных компаний и предприятий с существенным государственным участием и замещение их внутренними заимствованиями.

Если рефинансирование будет оперативным, а ресурсы, когда это требуется (например, для преодоления негативных тенденций кризисных явлений), окажутся дешевле, то серьезно расширятся возможности взаимодействия финансового рынка и реального сектора экономики.

В отличие от ведущих промышленно развитых стран с развитыми финансовыми рынками и цивилизованными формами государственного долга у России до сих пор не сформировался эффективный инструмент контроля за предложением денег в экономике.

В арсенале Центрального банка России операции на открытом рынке, позволяющие управлять объемом денежной массы из единого центра и соответственно влиять на динамику роста цен, до сих пор занимают незначительное место. Поэтому операции на открытом рынке, должны наконец занять достойное место в арсенале антиифляционных механизмов Банка России.

Регулирующее влияние на темпы роста инфляции может оказывать политика повышения номинального эффективного курса рубля по отношения к валютам основных торговых партнеров России.

Однако следует иметь в виду, что чрезмерное укрепление курса национальной валюты может негативно сказываться на конкурентоспособности экспортных поставок.

Около половины инфляционного потенциала зависит от ценового фактора. Назрела необходимость разработки ценовой политики. Серьезное влияние на рост цен оказывают тарифы на услуги естественных монополий.

В этой связи представляется целесообразным на правительственном уровне разработать действенные механизмы мониторинга и ограничения роста тарифов на услуги естественных монополий.

Требуется и правовое регулирование торговых наценок с учетом социального фактора и различной ценовой эластичности спроса на товары и услуги. Необходимо разработать рыночные меры по значительному сокращению количества торговых посредников.

Нельзя допускать монополизации отдельных рынков товаров и услуг, следует более активно стимулировать развитие малого и среднего бизнеса, конкуренцию между отечественными товаропроизводителями.

В целях обеспечения сбалансированности спроса и предложения на потребительском рынке и «связывания» свободной денежной ликвидности необходимо содействовать росту финансового рынка и банковской системы в качестве аккумулятора денежных ресурсов для целей накопления и инвестирования внутренней экономики.

Целесообразно стимулировать сбережения населения и создавать условия для расширения частных инвестиций в финансовые инструменты, в том числе государственные и корпоративные ценные бумаги.

Определенное влияние на инфляционные процессы оказывает глобализация. Согласно исследованиям Международного валютного фонда (МВФ) в развитых странах за счет импорта дешевых потребительских товаров из новых индустриальных и развивающихся государств ежегодно уровень инфляции снижается на 0,25 процентных пункта. В США этот показатель достигает 0,5 процентных пункта..

В России до последнего времени определенный приток дешевых товаров обеспечивался за счет «челночной» торговли. Однако после введения существенных ограничений для участников этого бизнеса объем неорганизованной торговли постепенно снижается, что соответствующим образом влияет на общий уровень цен на потребительском рынке.

Для широких масс населения России одним из инструментов защиты от инфляции могли бы стать индексируемые государственные облигации, купонные выплаты и выплаты основной суммы которых автоматически увеличивались бы на величину изменения индекса потребительских цен.



Для малоимущих слоев населения необходимы специальные программы социальной защиты от инфляции. В том числе, в форме индексации заработной платы и других основных доходов пропорционально росту цен, государственного субсидирования цен на товары первой необходимости, введение специальных продовольственных карточек для малоимущих граждан.

Как свидетельствует мировой опыт, инфляция может быть вполне контролируемым и регулируемым процессом посредством создания соответствующей функциональной экономической системы.



Под функциональными экономическими системами автор понимает совокупность институтов и организаций, образующих механизмы саморегуляции, которые обеспечивают поддержание равновесия вокруг определенных заданных макроэкономических параметров и индикаторов.

В таких системах всякое отклонение от определенных заданных показателей устойчивости служит толчком к немедленной мобилизации механизмов, обеспечивающих восстановление утраченного равновесия.



Исходя из анализа экономического опыта можно выделить следующие основные параметры функциональной экономической системы по регулированию уровня инфляции, которые необходимо поддерживать на определенном уровне:

  • оптимальным параметром можно считать годовой уровень инфляции в размере 2% – 3%, предполагающий устойчивый экономический рост;

  • если годовое увеличение индекса цен превышает 40%, то экономический рост, как правило, прекращается – пороговое значение данного показателя;

  • при годовом уровне инфляции свыше 100% начинается спад промышленного производства и снижение стоимости ВВП – критическое значение данного показателя.

Структурообразующим элементом ФЭС по регулированию уровня инфляции является денежно-кредитная политика Банка Росси, который наиболее активно должен использовать такие инструменты монетарного регулирования, как:

  • уровень процентной ставки Центрального банка;

  • политику обязательных резервов;

  • операции на открытом рынке;

  • рефинансирование коммерческих банков;

  • курсовую политика;

  • таргетирование уровня инфляции.

Функциональную экономическую систему по регулированию уровня инфляции можно условно изобразить в виде следующей схемы:

Уровень инфляции

|

Центральные банки или другие государственные органы,

отвечающие за денежно-кредитную политику

| | | | | |


уровень

процентной

ставки


политика

обязательных

резервов


операции

на открытом рынке



рефинансирование

коммерческих

банков

е

курсовая

политика


таргетирование

инфляции


| | | | | |

Рынок


Рисунок. 1. Функциональная экономическая система, регулирующая уровень инфляции
Способность государства поддерживать уровень инфляции на приемлемом уровне будет свидетельствует об эффективности экономической политики, в том числе денежно-кредитной, о степени развития механизмов саморегуляции, устойчивости и динамизме всей экономической системы.


* Бумажные деньги России, Пермская типография Гозснак, Пермь, 1993 г., стр. 7

Там же,

 M. Allais. L'import sur le capital et la reforme monetaire. Paris, 1976, p. 15).





Смотрите также:
Андрианов В. Д., профессор мгу, д э. н., Инфляционные проблемы современной России
317.72kb.
1 стр.
Экологическая безопасность современной россии: политика обеспечения
604.63kb.
3 стр.
Программа 5-х Валентеевских чтений Москва 2007 Содержание Схема расположения зданий мгу на Воробьевых горах 2
229.21kb.
1 стр.
Химия и химическое образование на рубеже веков: смена целей, методов и поколений
258.11kb.
1 стр.
Кавказский фактор в современной россии
88.14kb.
1 стр.
Андрианов В. Д. профессор, д э. н
280.87kb.
1 стр.
Третьяков Ю, Гудилин Е. «Там, внизу, все еще много нанобума»
163.17kb.
1 стр.
Семинара «Актуальные проблемы публичного права» для направления 030500. 68 «Юриспруденция»
859.09kb.
15 стр.
О. А. Гулевич, кандидат психологических наук
243.67kb.
1 стр.
ая Всероссийская школа по клинической маммологии
33.98kb.
1 стр.
Евразийский международный научно-аналитический журнал «Проблемы современной экономики»
74.8kb.
1 стр.
Леонид лесков, доктор физико-математических наук, профессор мгу, академик раен. Кого будут жечь на костре лженауки
230.36kb.
1 стр.