Главная страница 1

- -

Анализ работы методического объединения

учителей иностранного языка

МОУ «СОШ № 10»

за 2008-2009 учебный год.
В течение 2008-2009 учебного года работа методического объединения учителей английского языка МОУ «СОШ № 10» строилась в соответствии с планом методической работы школы и была направлена на решение проблемы: «Компетентностно-ориентированный подход в образовании: создание образовательной среды, способствующей формированию успешной личности и конкурентно способной школы».

Темой деятельности ШМО учителей английского языка на данный учебный год остается: «Овладение технологиями реализации компетентностно-ориентированного подхода в образовании».

При этом основной целью деятельности нашего МО является повышение методической и профессиональной компетентности педагогов в области английского языка.

Учителями МО были определены следующие задачи:


  • создание условий для повышения профессиональной квалификации учителей (успешное прохождение процедуры аттестации, прохождение курсов, участие в семинарах);

  • апробация педагогами эффективных инновационных технологий организации урочной и внеурочной деятельности с целью повышения качества ЗУН учащихся и формирование ключевых компетенций;

  • усиление работы с высокомотивированными учащимися (ЕГЭ, олимпиады, конкурсы по английскому языку, НОУ).

Всеми учителями МО в течение учебного года была проведена работа, которая помогла добиться положительных результатов в решении данных задач.

Изменился кадровый состав методического объединения. Руководителем МО с 2008-2009 учебного года является Черноусова Т.Н. Она аттестована на 1 квалификационную категорию, Горбунова А.А. получила высшее образование (БГПУ).



Кадровый состав методического объединения учителей английского языка в 2007-2008 учебном году.

№ п/п

ФИО

Образование

Стаж

Категория



Кувшинова Елена Александровна

Высшее

8

Первая



Черноусова Татьяна Николаевна

Высшее

5

Вторая



Горбунова Александра Анатольевна

Высшее

неполное


5

Вторая



Редькина

Анна Николаевна



Высшее

5

Вторая



Тарасова Татьяна Станиславовна

Высшее

5

Вторая

Кадровый состав методического объединения учителей английского языка в 2008-2009 учебном году.

№ п/п

ФИО

Образование

Стаж

Категория

1

Черноусова Татьяна Николаевна

Высшее

6

Первая

2

Кувшинова Елена Александровна (декретный отпуск)

Высшее

9

Первая

3

Горбунова Александра Анатольевна

Высшее

6

Вторая

4

Редькина

Анна Николаевна



Высшее

6

Вторая

5

Тарасова Татьяна Станиславовна

(декретный отпуск)



Высшее

6

Вторая

6

Соколова Александра Олеговна

Средне-специальное

1 курс БГПУ

(заочно)


1

8 разряд


7

Миронова Екатерина Викторовна

Средне-специальное

1 курс БГПУ

(заочно)


1

7 разряд


Анализ данных приведенных в таблицах, позволяет сделать вывод о том, что учителя повышают свою методическую и профессиональную компетентность. Однако состав МО является молодым, с небольшим стажем работы, поэтому реализация первой задачи является основополагающей.

Работа МО над темой «Овладение технологиями реализации компетентностно-ориентированного подхода в образовании» находится в стадии апробации. На исследовательском и подготовительном этапах работы были изучены некоторые образовательные технологии (технология развития критического мышления, технология игрового обучения, ИКТ, технология обучения иноязычной культуре через коммуникативные упражнения и т.д.), отобраны методы и приемы обучения, способствующие формированию коммуникативной и социокультурной компетенций учащихся, поскольку именно эти две компетенции являются ключевыми при обучении иностранному языку. А в этом учебном году учителя МО продолжали применять отобранный материал на практике, согласно возрастным особенностям учащихся.

В начальной школе (2-4 классы) учителя Кувшинова Е.А., Черноусова Т.Н., Соколова А.О. и Редькина А.Н. для развития мотивации к дальнейшему овладению английским языком у ребят в большей мере использовали технологии игрового обучения (ролевые игры; различные виды обучающих игр: фонетические, лексические, грамматические и др.) в рамках тематики предложенной программой. Соколова А.О. широко использовала наглядность, урок-соревнование, урок-путешествие.

У учащихся основной школы направленность обучения является культуроведческой (приобщение школьников к культуре страны изучаемого языка, более глубокое осознание культуры собственной страны). Поэтому здесь всеми учителями МО в той или иной мере использовалась технология проектной деятельности (творческие проекты «Полезные правила» 6 класс – учитель Редькина А.Н., «Твой школьный день» 7 класс – учитель Черноусова Т.Н., и др.; исследовательские проекты – «Модная одежда – за и против» 8 класс – учитель Миронова Е.В., «Английский язык в современном мире» 9 класс - учитель Горбунова А.А. и др.), технологию развития критического мышления (синквейн, фиш-боун, кластеры и др.).

Основной задачей обучения учащихся 10-11 классов является развитие способности и готовности к самостоятельному изучению и использованию иностранного языка в жизненных ситуациях. Для решения этой задачи учителя Черноусова Т.Н. и Горбунова А.А. использовали не только технологию проектной деятельности («Твоя малая родина – твой город» 10 класс, «Современные изобретения в повседневной жизни» 11 класс и др.), но и технологию дебаты (обсуждая со старшеклассниками такие темы, как «Социальная помощь в России и Британии» 11 класс, «Трудно ли быть подростком?» 10 класс, «Особенности русского и британского характеров» 10 класс и др.).

Кроме того, на занятиях с ребятами всех возрастных категорий учителя старались применять здоровьесберегающие технологии (проведение физминуток, подвижных видов деятельности, минуток отдыха и др.), но и технологию коммуникативного обучения иноязычной культуре (знакомство учащихся с миром зарубежных сверстников и др.); технологию сотрудничества (работа учащихся в команде, парах и др.). Все учителя успешно применяют на практике и ИКТ. Они не только сами активно используют на уроках ИКТ в программе POWER POINT, работают с интерактивной доской, с Интернет, но и привлекают к этому учащихся. Ребята с удовольствием готовят, а затем защищают свои проекты в виде презентаций, выполняют задания репродуктивного, частично-поискового характера на интерактивной доске. Использование всех этих образовательных технологий обусловлено тем, что приоритетом в обучении иностранному языку является создание условий для формирования вторичной языковой личности как эффективного участника межкультурной коммуникации. Именно это делает необходимым применение учителями в урочной и внеурочной деятельности различных форм организации познавательной деятельности (фронтальные, парные, групповые, индивидуальные). Учащимся предлагаются задания репродуктивного, частично-поискового и творческого характера. Кроме того, у каждого учителя есть свои наработки для развития познавательной активности учащихся: Черноусова Т.Н. в каждодневной работе использует компьютерные презентации в программе POWER POINT при объяснении нового материала, анимировано выделяя новую и важную информацию; тесты в программе EXCEL; лингафонный кабинет; электронный словарь Лингво.

Учителя ШМО прошли проблемные курсы «Современные психолого-педагогические технологии в логике компетентностного подхода» (Редькина А.Н., Черноусова Т.Н., Кувшинова Е.А.); прослушали курс «Использование мультимедийных средств в обучении иностранным языкам» (Редькина А.Н., Черноусова Т.Н., Кувшинова Е.А., Соколова А.О., Миронова Е.В.); «Базовые компьютерные технологии и проектная деятельность» (Соколова А.О., Миронова Е.В.); Соколова А.О., Миронова Е.В. участвовали в городских семинарах для молодых специалистов; все учителя участвовали в работе ГМО; Черноусова Т.Н. выступала на заседании ГМО в рамках аттестации с докладом о развитии критического мышления и с творческим отчетом об использовании инновационных технологий; Черноусова Т.Н принимала участие в зональном конкурсе учебных проектов педагогических инициатив выпускников программы “Intel. Обучение для будущего” и награждена дипломом лауреата; Черноусова Т.Н. принимала участие в организации и проведении школьного семинара «Информационно-коммуникационные технологии как одно из условий повышения качества образования участников образовательного процесса» (выступала с презентацией по теме самообразования «Использование презентаций на уроках как средство активизации познавательной деятельности учащихся, развития наглядно-образного мышления»), Миронова Е.В выступала на педагогическом совете в рамках проведения школьной методической недели («Таксономия Блума»); Черноусова Т.Н. выступала с творческим отчетом о прохождении аттестации на заседании педсовета школы. Черноусова Т.Н. участвовала в фестивале открытых уроков «1 сентября» с разработкой открытого урока “What happens in your home town?”, Миронова Е.В. – методической наработкой «Средства обучения иноязычному чтению на среднем и старшем этапе обучения». Все это оптимизировало деятельность педагогов в вопросе повышения качества образования через использование инновационных технологий, особенно информационно-коммуникационных технологий, что, в конечном счете, направлено на повышение качества образовательного процесса в школе. Однако МО следует активизировать работу по созданию условий для повышения результативности работы учителей, их активного участия в деятельности ГМО, конкурсах профессионального мастерства.

Одной из оптимальных форм повышения профессионального мастерства учителей является участие в заседаниях МО.



В течение 2008-2009 учебного года организовано и проведено 5 текущих заседаний по следующей тематики:

Дата

Тема

сентябрь

1. Организация учебной деятельности в условиях внедрения технологий компетентностного подхода в образовательный процесс

декабрь

2. Итоги работы МО за 1 полугодие 2008-2009 учебного года.

февраль

3. Система работы МО по формированию успешной и конкурентоспособной личности школьника с учетом новых образовательных возможностей

апрель

4. Подведение итогов проведения предметной недели

май

5. Анализ работы МО за год

Также было проведено 2 оперативных заседания ШМО:

Дата

Тема

сентябрь

Анализ предложенных учебно-методических комплексов по английскому языку

май

Организация планомерной работы по подготовке учащихся выпускных классов к экзаменам государственной (итоговой) аттестации.

Анализ информации, представленной в таблице, показывает, что тематика заседаний МО определена задачами методической работы. При выборе тем учитывались профессиональные запросы учителей, актуальность рассматриваемых вопросов. На заседаниях рассматривались теоретические вопросы, также связанные с темой работы МО:

  • Развитие познавательной активности и творческой самостоятельности учащихся на уроках английского языка посредством внедрения технологий компетентностного подхода (технология критического мышления) (Черноусова Т.Н.)

  • Использование инновационных технологий при обучении иностранному языку (технология проектной деятельности) (Редькина А.Н.)

  • Использование инновационных технологий при обучении иностранному языку (ИКТ) (Черноусова Т.Н.)

  • Использование инновационных технологий при обучении иностранному языку (гендерное обучение) (Соколова А.О.)

  • Использование инновационных технологий для совершенствования навыков иноязычного чтения в среднем и старшем звене (Миронова Е.В.)

  • Коммуникативные упражнения в обучении устной речи как средство формирования основных ключевых компетенций на уроках английского языка (Горбунова А.А.)

Анализ тематики выступлений свидетельствует об изменении позиции педагогов в отношении целей и задач деятельности школы.

Огромную роль в повышении профессионального уровня педагогов играет их самообразование. Каждый учитель работал над интересующей его методической темой, связанной с единой темой МО. Данная работа носит практический характер.

Учителя английского языка работают по учебно-методическому комплексу «Английский язык» В.П.Кузовлев и др., «Английский язык» З.Н.Никитенко. Учебный план на 2008-2009 учебный год выполнен, учебная программа (теоретическая и практическая части) пройдена. Все учащиеся успешно прошли курс обучения за соответствующий класс. Об этом свидетельствует 100% успеваемость, выполнение обязательного минимума, текущие контрольные работы, контрольные срезы, успешная сдача учащимися экзаменов.

Каждый учитель проводил мониторинговые исследования качества знаний школьников (в течение года согласно плану ВШК). Мониторинг уровня сформированности проводился в виде административных контрольных работ.

Использование передовых технологий, передового педагогического опыта позволило достичь следующих результатов обучения на конец 2008-2009 года: успеваемость – 100%, качество знаний – 69%. Этот показатель является достаточно стабильным на протяжении трех лет, что свидетельствует об объективности оценки ЗУН учащихся педагогами.

Сравнительный анализ учебных достижений показал, что по итогам года процент качества в некоторых классах стал значительно выше. Так, наиболее высокими процентами качества обучения стали 100% в 8Б (учитель Миронова Е.В.), 10А, 11В (учитель Черноусова Т.Н.), 11А (учитель Горбунова А.А.). Это обусловлено хорошими способностями учащихся, систематическим выполнением домашних заданий. Учащихся этих классов можно отнести к категории высокомотивированных, они очень переживают из-за оценок. Наиболее низкие результаты показали 11Б – 33% и 7А – 43% (учитель Черноусова Т.Н.), что обусловлено слабыми способностями учащихся, низким уровнем мотивации, отсутствием системы в знаниях. Есть классы, в которых резко снизился показатель качества знаний учащихся: 5Б с 80% в 1 четверти до 40% в 4 четверти (учитель Соколова А.О.), 8Б - с 93% до 60% (учитель Горбунова А.А.), 9А - с 85 до 43% (учитель Миронова Е.В.). Учителя, работающие в этих классах, уже наметили формы и методы работы со слабыми учащимися.

Анализируя данные контрольных срезов (итоговые контрольные работы по допуску учащихся 11 классов к ЕГЭ), следует отметить, что результаты выполнения контрольных работ ниже текущих и итоговых оценок, что обусловлено усложнением программного материала, возрастающими требованиями к оценке качества выполненных работ.

Класс

Итоговая контрольная работа

качество


Итоговая контрольная работа

успеваемость



2008-2009 учебный год

качество


2008-2009 учебный год

успеваемость



11А

31%

100%

86%

100%

11Б

29%

100%

33%

100%

11В

54%

100%

89%

100%

Основная доля ошибок приходится на лексико-грамматическое задание:


  • неправильное определение видо-временных форм глагола,

  • незнание форм неправильных глаголов,

  • неразличение количественных и порядковых числительных, притяжательных и личных местоимений,

  • неправильное употребление степеней сравнения прилагательных, неправильное употребление словообразовательных суффиксов.

Учителями МО были разработаны методические рекомендации по проведению работы с учащимися 5-11 классов по подготовке к итоговой аттестации.

МО учителей иностранного языка принимало активное участие во внеклассных



мероприятиях. Каждый учитель провел внеклассное мероприятие: Соколова А.О. «Праздник Алфавита», Миронова Е.В. «Для чего мне нужен английский язык», традиционный праздник “Merry Christmas” провела Черноусова Т.Н, Горбунова А.А. «Путешествие в Британию», конкурс валентинок на английском языке Редькина А.Н.

При проведении предметной недели (март) учителя поставили перед собой следующие задачи:



  • Поделиться с коллегами опытом применения инновационных технологий на уроках английского языка.

  • Активизировать мотивацию учащихся посредством применения различных технологий в урочной и внеурочной деятельности.

В рамках предметной недели каждый учитель дал открытый урок. Взаимопосещение уроков позволило выявить положительное и отрицательное в работе, особенно это было полезно для молодых специалистов, изучить опыт коллег, обменяться опытом. Особое внимание при самоанализе и анализе уроков уделялось выполнению требований к организации и проведению компетентностно-ориентированного урока при помощи использования инновационных технологий. Радует, что все учителя МО осознают необходимость изменения организации учебного процесса. Однако по прежнему предпочтение на уроке отдается формированию ЗУН детей в ущерб развитию личности ребенка. Молодые учителя испытывают трудности при организации стиля взаимоотношений с детьми. Учебное сотрудничество и организация диалогового общения на уроке продолжает оставаться в сфере пожеланий.

Общешкольное внеклассное мероприятие “English Party” способствовало созданию условий для развития творческих способностей школьников, возможности проявить себя в различных видах деятельности (песня, танец, сценка, стихотворение и др.).

В 2008-2009 учебном году были проведены олимпиады по английскому языку для учащихся 7-11 классов. Неудовлетворенность результатами городской олимпиады по английскому языку в 2007-2008 году заставила учителей пересмотреть подходы к организации работы со способными и одаренными детьми. На первом этапе такой работы учителями были выявлены дети данной категории (Крапивина Светлана, Тарасова Ирина, Чернышов Дмитрий, Сергеева Инесса, Саванина Мария, Антилов Дмитрий, Солуянов Ярослав, Филиппова Яна). Приоритетным направлением деятельности стали повышение мотивации учащихся к углубленному изучению предмета и создание условий реализации творческого потенциала высокомотивированных детей. Недостатком в работе учителей было отсутствие системы занятий с такими детьми.

Итоги результатов школьной олимпиады 7-11 классов по английскому языку:



№ п/п

Фамилия, имя учащегося

Место

Класс

Учитель



Крапивина Светлана

1

7

Черноусова Т.Н.



Тарасова Ирина

1

8

Горбунова А.А.



Чернышов Дмитрий

1

8

Горбунова А.А.



Сергеева Инесса

1

8

Миронова Е.В.



Саванина Мария

1

9

Горбунова А.А.



Антилов Дмитрий

2

9

Миронова Е.В.



Солуянов Ярослав

2

10

Кувшинова Е.А.



Филиппова Яна

1

10

Кувшинова Е.А.



Карпелова Мария

1

11

Черноусова Т.Н.



Корчагина Арина

2

11

Черноусова Т.Н.

Анализ данных, приведенных в таблице, показывает, что лучшие результаты показали учащиеся Горбуновой А.А. и Черноусовой Т.Н. результаты работы в олимпиаде свидетельствуют о том, что учителя начали вести целенаправленную работу по выявлению способных детей.

Итоги участия учеников школы в городской олимпиаде показывают, что качество подготовки участников оставляет желать лучшего. Этот вопрос рассматривался на заседании ШМО и учителя подготовили аналитический отчет о проведении олимпиады. Неудачи можно объяснить тем, что система работы с одаренными детьми находится пока в стадии становления. Недостаточно четко разработаны механизмы выявления ранней одаренности, зачастую способности детей оцениваются по их исполнительности и успеваемости, не принимая во внимание уровень личностного развития школьников, их готовность в подобного рода мероприятиях. В будущем учебном году следует продолжить работу по совершенствованию системы раннего выявления и поддержки способных детей, создавая им режим особого благоприятствования как на уроках через индивидуализацию и дифференциацию обучения, так и во внеурочное время через организацию работы в школьном научном обществе учащихся.

Помимо участия в олимпиаде, многие учащиеся нашей школы приняли участие в Молодежном чемпионате по английскому языку (21 учащийся). Лучшие результаты показали учащаяся 10 класса – Филиппова Яна 8 место в регионе (учитель Кувшинова Е.А.) – и учащаяся 11 класса – Карпелова Мария 7 место в регионе (учитель Черноусова Т.Н.). Уже второй год учащиеся нашей школы участвуют в международном игровом конкурсе “British Bulldog”. Количество участников увеличилось до 82 (было 38), количество набранных учащимися баллов стало выше (максимальный количество баллов набрал Самойлов Андрей 150 баллов – учитель Соколова А.О.). 40 учащихся приняло участие в региональном конкурсе-игре «Коала 2009». Данные конкурсы позволили каждому участнику проверить свои знания. По итогам Молодежного чемпионата и “British Bulldog” все участники получили сертификаты и подарки.

На основе анализа работы МО в 2008-2009 учебном году вытекают следующие задачи:



  • повышение профессиональной квалификации учителей (успешное прохождение процедуры аттестации (Горбунова А.А. – 1 категория, Соколова А.О. и Миронова Е.В. – 2 категория), прохождение курсов, участие в семинарах);

  • внедрение в практическую деятельность современных образовательных технологий для повышения качества обучения;

  • усиление работы с низкомотивированными и высокомотивированными учащимися через индивидуализацию и дифференциацию обучения.

В целом работу МО учителей английского языка за 2008-2009 учебный год можно считать успешной.


Смотрите также:
Анализ работы методического объединения учителей иностранного языка моу «сош №10» за 2008-2009 учебный год
169.59kb.
1 стр.
Анализ работы методического объединения учителей математического цикла за 2008/ 2009 учебный год
886.85kb.
3 стр.
Анализ работы методического объединения учителей естественно-математического цикла за 2008-2009 учебный год
42.68kb.
1 стр.
Анализ работы методического объединения учителей музыки и изобразительного искусства за 2009 -2010 учебный год
671.51kb.
8 стр.
Анализ работы методического объединения учителей математики и информатики за 2010-2011 учебный год
137.51kb.
1 стр.
Анализ работы методического объединения учителей русского языка и литературы за 2010 2011 учебный год
346.09kb.
1 стр.
Анализ работы методического объединения учителей русского языка и литературы за 2010-2011 учебный год
712.72kb.
4 стр.
Анализ работы методического центра за 2009-2010 учебный год
470.83kb.
3 стр.
Анализ работы методического объединения учителей начальных классов сш№16 в 2007-2008 учебном год
396.72kb.
2 стр.
Анализ работы методического объединения учителей «Естествознание» за 2010-2011 учебный год
167.11kb.
1 стр.
Методического объединения учителей иностранного языка Линник Лариса Александровна
227.65kb.
1 стр.
Анализ работы районного методического объединения учителей информатики Курского района за 2010-2011 учебный год
123.44kb.
1 стр.