Главная страница 1


Создание формализованной методики оценки финансовых последствий предоставляемых льгот (в том числе в виде пониженной ставки) по уплате налогов и сборов
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
Оценка объема налоговых льгот по каждому виду льгот за последний отчетный год и текущий финансовый год
Министерством финансов Республики Карелия в рамках Программы реформирования региональных финансов Республики Карелия ежегодно проводится обобщение и анализ информации органов исполнительной власти Республики Карелия об использовании установленных налоговых льгот по курируемым видам экономической деятельности, отчетности налоговых органов.

Оценка объема налоговых льгот за 2009 год произведена на основании сведений налоговых органов о налоговой базе и структуре начислений, предоставляемых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2004 года № 410 «О порядке взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов». Вместе с тем, учитывая, что указанное Постановление не содержит обязанности представления налоговыми органами в адрес органов государственной власти субъектов Российской Федерации информации о суммах предоставленных налогоплательщикам налоговых льгот в разрезе категорий налогоплательщиков и видов льгот, оценка объема налоговых льгот по каждому виду льгот произведена экспертным путем на основании данных, представленных органами исполнительной власти Республики Карелия одновременно с предложениями о внесении изменений в закон Республики Карелия о налогах (ставках налогов) на стадии разработки соответствующего законопроекта. Также экспертным путем произведена оценка объема налоговых льгот на текущий финансовый год.

Налоговые льготы на территории республики установлены Законом Республики Карелия от 30.12.1999 года № 384-ЗРК «О налогах (ставках налогов) на территории Республики Карелия».
Налог на прибыль организаций
Согласно налоговой отчетности по форме № 5-ПМ «О налоговой базе и структуре начислений по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации» за 2009 год сумма налога на прибыль организаций, не поступившая в бюджет Республики Карелия в связи с предоставлением налогоплательщикам налоговых льгот, установленных Законом РК «О налогах (ставках налогов) на территории Республики Карелия» от 30.12.1999г. № 384-ЗРК, составила 155 526 тыс. рублей.

В целях оказания государственной поддержки организациям Республики Карелия в период финансового кризиса 26 июня 2009 года принят Закон Республики Карелия № 1311-ЗРК «О внесении изменений в Закон Республики Карелия «О налогах (ставках налогов) на территории Республики Карелия», предусматривающий:

- сохранение всех ранее установленных льгот по налогу на прибыль организаций;



- понижение с 1 января 2009 года ставки налога на прибыль для вертикально-интегрированных структур с целью привлечения финансовых потоков на территорию Республики Карелия и для организаций с высокой долей добавочной стоимости по 9 категориям налогоплательщиков, в том числе для организаций, осуществляющих деятельность магистрального железнодорожного транспорта, добычу железных руд, производство электрических машин и электрооборудования, целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них, машин и оборудования для изготовления бумаги и картона, организаций, занимающихся обработкой древесины, производством изделий из дерева, строительством зданий и сооружений, строительством и ремонтом судов, осуществляющих эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования.

В связи с кризисными проявлениями в экономике в 2009 году произошло резкое сокращение прибыли организаций. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия за 2009 год по кругу крупных и средних предприятий в действующих ценах получено прибыли 2035,4 млн. рублей, или в 7,8 раза ниже, чем за 2008 год. Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) организаций составил 3538 млн. рублей убытка. В связи с чем не все налогоплательщики смогли воспользоваться льготами по налогу на прибыль, предусмотренными региональным законодательством.

Информация об использовании льгот по налогу на прибыль организаций, установленных законодательством Республики Карелия, в разрезе основных льготных категорий налогоплательщиков в 2009 году:


№ п/п

Категории налогоплательщиков

Сумма льгот

(тыс. рублей)



1.

организации, реализующие инвестиционные проекты

509

2.

организации, входящие в уголовно- исполнительную систему РФ

2 106

3.

организации, осуществляющие деятельность магистрального железнодорожного транспорта

106 443


4.

организации, осуществляющие добычу железных руд

38 140


Размер льгот по налогу на прибыль организаций на 2010 год оценивается в сумме 212 870 тыс. рублей.
Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения
В целях оказания государственной поддержки малому и среднему предпринимательству республики в период финансового кризиса Законом Республики Карелия от 26.06.2009 г. № 1311-ЗРК «О внесении изменений в Закон Республики Карелия «О налогах (ставках налогов) на территории Республики Карелия» с 1 января 2009 года установлены дифференцированные ставки налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, для субъектов малого бизнеса, осуществляющих деятельность в приоритетных для экономики Республики Карелия сферах по 7-ми категориям налогоплательщиков (художественные промыслы, внутригородские автомобильные пассажирские перевозки, туризм, сельское хозяйство, обработка древесины, рыбоводство, благоустройство и озеленение) в размере 5 и 10 процентов. По всем остальным категориям налогоплательщиков предусмотрено снижение ставки налога с 15 до 12,5 процентов.

Размер льгот по налогу за 2009 год расчетно определен в сумме 27 839 тыс. рублей исходя из данных отчета УФНС по РК (форма № 5-УСН) о налоговой базе по доходам, уменьшенным на величину расходов. Информация об использовании льгот по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, установленных законодательством Республики Карелия, в разрезе категорий налогоплательщиков в 2009 году:


№ п/п

Категории налогоплательщиков

Сумма льгот

(тыс. рублей)



1.

организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность туристических агентств

1 454

2.

организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции

55

3.

организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся обработкой древесины и производством изделий из дерева

509

4.

организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся озеленением и благоустройством

33

5.

остальные налогоплательщики

25 788


Размер льгот по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, на 2010 год оценивается в сумме 28 000 тыс. рублей.
Налог на имущество организаций
Согласно отчету «О налоговой базе и структуре начислений по налогу на имущество организаций» (форма № 5-НИО) сумма налога на имущество организаций, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением налогоплательщикам налоговых льгот, установленных налоговым законодательством Республики Карелия, за 2009 год составила 555 153 тыс. рублей. Региональным законодательством на 2009 год было предусмотрено 18 категорий налогоплательщиков, в отношении которых установлены льготы по налогу на имущество организаций.

Информация об использовании льгот по налогу на имущество организаций, установленных законодательством Республики Карелия, в разрезе основных льготных категорий в 2009 году:


№ п/п

Категории налогоплательщиков

Сумма льгот

(тыс. рублей)



1.

организации-инвесторы - в отношении имущества, создаваемого или приобретаемого для реализации инвестиционного проекта

71 441

2.

организации, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции, рыболовецкие колхозы, сельскохозяйственные производственные кооперативы, крестьянские фермерские хозяйства

12 682

3.

организации - в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обслуживания населения

87 536

4.

организации - в отношении территориальных автомобильных дорог общего пользования и муниципальных автомобильных дорог, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов

130 602

5.

организации, занимающиеся лесозаготовками, обработкой древесины и производством изделий из дерева

56 641

6.

организации, занимающиеся производством машин и оборудования для изготовления бумаги и картона

4 410

7.

организации, занимающиеся строительством и ремонтом судов

8 188

8.

организации, занимающиеся производством муки из зерновых и растительных культур и готовых мучных смесей и теста для выпечки

4 300

9.

организации - в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса

130 200


Льготы по налогу на имущество организаций, установленные на региональном уровне, по их направленности условно можно разделить на "предоставленные с целью минимизации встречных финансовых потоков», "стимулирующие, направленные на поддержку приоритетных вопросов " и "социальные".

К первой группе льгот относятся налоговые льготы, установленные для организаций, полностью или частично финансируемых из бюджета республики и обеспечивающих выполнение функциональных задач в интересах населения республики (в отношении имущества, используемого в социально-культурной сфере; жилищно-коммунального хозяйства; а также в отношении территориальных автомобильных дорог общего пользования и муниципальных автомобильных дорог). Общая сумма льгот, исключающих встречные финансовые потоки, за 2009 год составила 69 % в общей сумме недополученных доходов бюджета республики по налогу на имущество организаций (в 2008 году – 76 %). Эффект от предоставления налоговых льгот в данном случае заключается исключительно в сокращении бюджетных средств, в том числе выделяемых на прямое финансирование и экономии трансфертных издержек.

Ко второй группе льгот, направленных на поддержку приоритетных вопросов, относятся налоговые льготы, установленные для отдельных категорий налогоплательщиков, прежде всего, в целях стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности предприятий, оказания государственной поддержки предприятиям, осуществляющим деятельность в приоритетных для экономики республики сферах, а также в целях обеспечения структурной перестройки и диверсификации экономики республики (в отношении имущества, создаваемого или приобретаемого для реализации инвестиционных проектов; организаций, занимающихся лесозаготовкой и обработкой древесины; производством машин и оборудования для изготовления бумаги и картона; строительством и ремонтом судов и т. д.). Общая сумма льгот, направленных на поддержку приоритетных вопросов, за 2009 год составила 27 % в общей сумме недополученных доходов бюджета республики по налогу на имущество организаций (в 2008 году – 20 %). Эффективность налоговых льгот для данной категории налогоплательщиков опирается на потенциальную возможность пополнения бюджета республики в результате роста экономических показателей

К третьей группе льгот, имеющих социальную направленность, относятся налоговые льготы, установленные в целях снижения налоговой нагрузки для предприятий, в значительной степени обеспечивающих социально-экономическую стабильность в республике, а также в целях повышения уровня жизни социально незащищенных слоев населения (в отношении имущества организаций электротранспорта; организаций, занимающихся производством муки; организаций почтовой связи; в отношении имущества, используемого при организации питания в образовательных учреждениях и т. д.). Общая сумма льгот, направленная на обеспечение социальной стабильности, за 2009 год составила 4% в общей сумме недополученных доходов бюджета республики по налогу на имущество организаций (за 2008 год – 4 %). Эффект от предоставления данного вида льгот состоит в снижении финансовой нагрузки на население республики, и, прежде всего, в отношении социально незащищенных категорий граждан, сохранении уровня цен на предоставляемые услуги, что способствует формированию благоприятных условий жизнедеятельности населения республики.

Размер льгот по налогу на имущество организаций на 2010 год оценивается в сумме 560 000 тыс. рублей. Структура налоговых льгот в 2010 году не претерпит существенных изменений. Основной удельный вес в объеме льгот по-прежнему приходится на организации в отношении объектов социально-культурной сферы – 90 000 тыс. рублей, объектов ЖКХ – 130 000 тыс. рублей, в отношении территориальных автомобильных дорог общего пользования – 130 000 тыс. рублей. Льгота по организациям-инвесторам оценивается в сумме 94 000 тыс. рублей. По остальным категориям плательщиков размер льготы составит 116 000 тыс. рублей.

Транспортный налог
Согласно налоговой отчетности по форме № 5-ТН «Отчет о структуре начислений по транспортному налогу» за 2009 год сумма транспортного налога, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением налогоплательщикам налоговых льгот, установленных налоговым законодательством Республики Карелия, составила 9 073 тыс. рублей, из них 3 895 тыс. рублей – по юридическим лицам, 5 178 тыс. рублей – по физическим лицам.

Региональные льготы по транспортному налогу имеют социальную направленность.



Льготы по транспортному налогу для граждан установлены в отношении социально незащищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов войны, участников войны, несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, чернобыльцев), что способствует снижению доли расходов на оплату обязательных платежей и повышению уровня жизни населения.

Размер льгот по транспортному налогу на 2010 год оценивается в сумме 9 600 тыс. рублей, в том числе по сельхозорганизациям – 4 000 тыс. рублей, по физическим лицам – 5 600 тыс. рублей.

Выводы:
Налоговые льготы, предоставленные в соответствии с налоговым законодательством Республики Карелия, за 2009 год составили 747 591 тыс. рублей или 7,9 % от общей суммы поступления налоговых доходов в бюджет Республики Карелия, за 2008 год они составляли 550 688 тыс. рублей или 4,5 % от суммы налоговых доходов, в том числе:

- по налогу на прибыль организаций – 12,2 % к сумме поступления налога на прибыль (за 2008 год – 0,3 %);

- по налогу на имущество организаций – 38,7 % к сумме поступления налога на имущество (за 2008 год – 42,3 %);

- по транспортному налогу – 2,6 % к сумме поступления транспортного налога (за 2008 год – 3,1 %);

- по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения – 7,1 %.

На 2010 год размер налоговых льгот оценивается в общей сумме 810 млн. рублей или на уровне 7 % от суммы ожидаемого поступления налоговых доходов в бюджет республики.

Удельный вес льгот в сумме налоговых поступлений по годам, в %

Наименование налога

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год (оценка)

Налог на прибыль организаций

0,3

0,3

12,2

14,5

Налог на имущество организаций

53,0

42,3

38,7

37,1

Транспортный налог

4,0

3,1

2,6

2,3

Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения

х

х

7,1

6,2

Всего удельный вес льгот в общей сумме поступления налогов в бюджет Республики Карелия

6,0

4,5

7,9

7,0


В Республике Карелия проводится целенаправленная налоговая политика в целях создания равных условий налогообложения и поэтапного сокращения налоговых льгот, за исключением льгот, установленных для организаций-инвесторов, о чем свидетельствует снижение удельного веса предоставленных налоговых льгот в общем объеме налоговых доходов бюджета за прошедшие годы (2006-2008 годы).

Вместе с тем, необходимость стимулирования экономики республики при одновременном поддержании стабильности бюджетной системы в кризисный и посткризисный периоды требует соблюдения баланса между интересами государства и бизнеса и выбора оптимальной политики предоставления налоговых льгот.

В 2009 году в рамках реализации антикризисных мероприятий Правительством Республики Карелия в целях оказания мер государственной поддержки организациям «реального» сектора экономики было принято решение о расширении перечня льготных категорий налогоплательщиков республики, что привело к увеличению объема льгот почти на 197 млн. рублей к уровню 2008 года и удельного веса льгот в общей сумме поступления налогов в бюджет Республики Карелия на 3,4 процентных пункта. Рост удельного веса льгот в общей сумме поступления налоговых доходов в бюджет республики в 2009 году обусловлен как приростом льгот, в основном, по налогу на прибыль организаций, так и снижением общей суммы поступления налоговых платежей в связи с влиянием финансового кризиса.

В дальнейшем планируется постепенное снижение удельного веса льгот в общей сумме поступления налогов в бюджет Республики Карелия (в 2010 году – на уровне 7 %) за счет увеличения наполняемости доходной части бюджета по мере преодоления кризисных явлений в экономике, вплоть до обеспечения не выше пятипроцентного уровня от суммы доходов бюджета.

Установленные региональным законодательством налоговые льготы нацелены на финансовую поддержку организаций в решении приоритетных для республики задач и имеют бюджетную и социальную эффективность.

На первом этапе реализации Программы реформирования региональных финансов Республики Карелия на 2008-2010 годы, утвержденной Распоряжением Правительства Республики Карелия № 490р-П от 08.12.2008 года, в 2009 году издан совместный приказ Министерства финансов Республики Карелия и Министерства экономического развития Республики Карелия № 245, 125-А «Об утверждении Порядка оценки бюджетной и социальной эффективности установленных (планируемых к установлению) налоговых льгот на территории Республики Карелия».

Утверждение формализованного порядка оценки бюджетной и социальной эффективности налоговых льгот, предоставляемых законодательством Республики Карелия о налогах, будет способствовать повышению качества управления доходной базой бюджета республики. Это позволит осуществить отбор неэффективных и неприменяемых льгот.



В рамках реализации второго этапа Программы реформирования региональных финансов на 2008-2010 годы, предполагается введение законодательного запрета на предоставление и пролонгацию налоговых льгот, установленных региональным законодательством, при низкой оценке бюджетной и социальной эффективности. Региональные налоговые льготы должны способствовать достижению целей и задач социально-экономического развития Республики Карелия. Соответствующий проект закона по внесению изменений в Закон Республики Карелия «О налогах (ставках налогов) на территории Республики Карелия» принят Законодательным Собранием Республики Карелия 24 июня 2010 года.
Перечень нормативных правовых актов Республики Карелия:


  1. Закон Республики Карелия «О налогах (ставках налогов) на территории Республики Карелия» от 30.12.1999 года № 384-ЗРК;

  2. Совместный Приказ Министерства финансов Республики Карелия и Министерства экономического развития Республики Карелия от 21 июля 2009 года № 245, 125-А «Об утверждении Порядка оценки бюджетной и социальной эффективности установленных (планируемых к установлению) налоговых льгот на территории Республики Карелия».




Смотрите также:
Аналитическая записка о состоянии и проблемах законотворчества
178.57kb.
1 стр.
Аналитическая записка о состоянии и проблемах законотворчества
178.58kb.
1 стр.
Аналитическая записка об оценке эффективности предоставляемых налоговых льгот в 2010 году на территории города Райчихинска в целях реализации Постановления главы города Райчихинска от 01. 02
64.02kb.
1 стр.
Аналитическая записка
46.88kb.
1 стр.
Программа «общественное мнение»
1659.16kb.
7 стр.
Аналитическая записка о состоянии и проблемах законотворчества
257.54kb.
1 стр.
Аналитическая записка
272.74kb.
1 стр.
Аналитическая записка
162.54kb.
1 стр.
Аналитическая записка к прогнозу социально-экономического развития городского округа город Мантурово до 2013 года и на период до 2020 года
107.13kb.
1 стр.
П укрепление доходной базы районного бюджета 13. 5 Аналитическая записка поступления налоговых и неналоговых доходов в районный бюджет на 01. 04. 2011года
139.93kb.
1 стр.
Аналитическая записка
30.51kb.
1 стр.
Общественное мнение
1011.66kb.
7 стр.