Главная страница 1страница 2 ... страница 24страница 25
АКАДЕМИЯ НАУК СССР

ИНСТИТУТ НАРОДОВ АЗИИ



Л.ШАПОШНИКОВА

По Южной Индии

ИЗДАТЕЛЬСТВО ВОСТОЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Москва 1962
Ответственный редактор

Г.Г.Котовский



Людмила Васильевна Шапошникова.

ПО ЮЖНОЙ ИНДИИ



Утверждено к печати Редакционным советом

востоковедной литературы при Отделении

исторических наук АН СССР

Редактор издательства И.С.Лесных

Художник Е.Е.Смирнов. Художественный редактор И.М.Русина.

СОДЕРЖАНИЕ


От автора
Земля Андхра

Хайдарабад — столица Андхра Прадеша

Гибель класса

Последний Могол. «Королевство» на Кинг-Коти-роуд

«Бывшие» и «настоящие»

Нет бога, кроме бога. Индусы и мусульмане

Хафиз сказал... Астрологи

Мир за занавесью. Если ты женщина

«Я — рикша»

«Данное богом»

Город мастеров

Соревнование поэтов. О языке

Там, где много говорят…

Османский университет. «Здравствуй, товарищ!»

О Национальном конгрессе

«Охотники за душами»

Бигнапалли — телинганская деревня

Почамлалли — родина бхудана

Ванукур — деревня Южной Андхры

Руины Голконды


Город семи островов

Хайдарабад — Бомбей. Йога Кришна

«Си грин отель». Жемчужное ожерелье Бомбея

Город семи островов

Деловой центр

В старом городе. Рынки

Малабарский холм. Висячие сады

Ворота Индии. Заклинатели змей

«Есть за границей контора Кука»

Элефанта. Трехликий Шива

Гавань. Бомбейские рыбаки

Парель. Пролетарский Бомбей

Храмы огня и башни молчания

Новая жизнь


Столица Тамилнада

В стране кокосовых пальм

Немного истории

«Мы хотим знать, что происходит в Керале»

Всеиндийский конгресс историков

Город среди пальм

Люди. «Москва — это хорошо!»

Катакхали и каларипьяту

Там, где встречаются три моря
Наши друзья

ОТ АВТОРА


Я прожила в Индии год, с июня 1958 по июнь 1959. Это много и мало. Много, потому что каждый день этого года приносил с собой что-нибудь необычное и интересное. Мало, потому что все это необычное и интересное требовало своей оценки и вызывало большие раздумья.

Индия — огромная своеобразная страна. Один город не похож на другой, жители севера не знают языка южан, на горных хребтах Кашмира лежит снег, а вечнозеленые кокосовые пальмы на берегу Индийского океана залиты тропическим солнцем. В этой стране уживаются рядом сказочное богатство феодала и нищета фабричного пролетария, вырастают современные металлургические комбинаты, а в нескольких милях от них крестьянин обрабатывает землю первобытной мотыгой. В сознании людей древняя вера в шестирукого Шиву и астрологию непостижимым образом переплетается с искренним преклонением перед страной социализма и космическими ракетами. В Индии одни женщины занимают министерские посты, а другие всю жизнь проводят в четырех стенах зинаны, боясь показаться на глаза чужому мужчине, средневековые предрассудки причудливо сочетаются с передовыми идеями социального прогресса, а народ, прогнавший чужеземных завоевателей, вступает в новую жизнь. Новая жизнь прокладывает себе путь в условиях острых социальных противоречий и конфликтов. И это закономерно, ибо все старое и отживающее, все, что мешает стране двигаться вперед, не уходит добровольно.

Наследие колониального прошлого — не общая фраза. Миллионы нищих и безработных, голодные глаза индийского крестьянина, рабочие, спящие на тротуарах больших городов, разоренное сельское хозяйство и нехватка металла и машин для промышленности, горы сверкающих драгоценных камней и золота в сокровищницах бывших раджей и князей, верных союзников английских поработителей, жадные руки ростовщиков и иностранные компании, обескровливающие финансы молодой республики, попранное человеческое достоинство и души, оскверненные долгими годами колониального рабства, — все это тяжелое и обременительное наследие... И не так просто его ликвидировать. Но все то новое, что пришло в Индию с независимостью, уже дало неотвратимые и сильные ростки. Это государственные металлургические и машиностроительные заводы, электростанции и оросительные каналы, тракторы на полях государственных и кооперативных ферм, пятилетние планы экономического развития и всеобщее избирательное право, школы в деревнях и первые технические институты в крупных городах.

Однако мне не удалось побывать у домен металлургического комбината в Бхилаи, я не видела строителей Бхакра-Нангальской плотины и не разговаривала с работниками государственных ферм. Я видела другое — повседневную жизнь народа. Мне удалось объездить значительную часть Южной Индии: Хайдарабад и Аурангабад, Виджаяваду и Бомбей, Мадрас и Тривандрам, мыс Коморин и пещерные храмы Эллоры и Аджанты, Куилон и Алеппи, деревни Телинганы и Южной Андхры. И, конечно, невозможно в небольших очерках одной книги рассказать обо всех моих впечатлениях. Да я и не стремилась к этому. Главное для меня состояло в другом. Я ездила по стране одна, без провожатых и переводчиков. Нередко месяцами не слышала ни одного русского слова. Вокруг были только индийцы. Их жизнь со всем ее своеобразием шла перед моими глазами. И я поняла, что новое не только Бхилаи и Бхакра-Нангал. Новое пришло и в повседневную жизнь народа, что, на мой взгляд, не менее важно, чем гигантские стройки и новые сельскохозяйственные машины. Поэтому я решила рассказать именно об этих переменах, которые происходят в стране повсюду.

Но писать только о новом — значит, во-первых, дать неправильное представление о жизни Индии и, во-вторых, даже преуменьшить значение этого нового и прогрессивного, недооценить ту трудную и сложную борьбу между новым и старым, которая сейчас охватывает бывшую колонию. Мне хотелось дать картину и старого, отживающего, что осталось в стране от ее печального наследия. Насколько это удалось — судить не мне. Можно сказать только одно. Очерки не претендуют на полное и систематическое освещение сложного процесса борьбы между старым и новым. Естественно, я не могла дать и доскональной картины соотношения сил старого и нового. Но я старалась в своих разрозненных впечатлениях, в событиях, свидетелем которых мне пришлось быть, в тех фактах, которые я узнавала, все-таки выяснить место нового и определить, сколь глубоки и крепки корни старого мира.

Мне хочется отметить и еще одно обстоятельство. В Индии я встречалась с разными людьми, приобрела немало друзей. Но, конечно, мне часто недоставало той удивительной атмосферы нашей жизни, которую мы просто не замечаем до того момента, когда оказываемся в чужой стране.

Жить вдали от Родины не так-то легко. Но в Индии я никогда не была одинокой. Меня окружали люди, чье теплое дружелюбие и искреннее гостеприимство скрасили этот долгий (как мне показалось) год. Мне часто помогали, даже когда я не нуждалась в помощи. И делали это нередко совсем незнакомые люди. Относились ко мне хорошо потому, что я приехала из СССР. Я всегда чувствовала искреннее восхищение нашей страной, ее народом, ее достижениями. По праву заслуженные Советским Союзом уважение и любовь народа — новая и важная черта в жизни современной Индии.


следующая страница >>

Смотрите также:
Центральное бюро философских семинаров
130.53kb.
1 стр.
Строительные нормы и правила защита строительных конструкций и
567.38kb.
1 стр.
Академия наук СССР сибирское отделение
1616.4kb.
6 стр.
Строительные нормы и правила
1850.52kb.
27 стр.
Государственный строительный комитет СССР главное управление геодезии и картографии при совете министров СССР
4344.7kb.
31 стр.
За открытие пика Победы Рацек был награжден Геогра­фическим обществом СССР золотой медалью им. П. П. Се­менова
1369.92kb.
8 стр.
Академия наук СССР
3171.09kb.
25 стр.
Российская академия наук российское авиационно-космическое агентство российская академия космонавтики им. К. Э. Циолковского
302.34kb.
1 стр.
Государственный комитет СССР по делам строительства
278.79kb.
1 стр.
Российской академии наук отделение общественных наук российской академии наук российская академия государственной службы при президенте РФ
38.33kb.
1 стр.
Инструкция по безопасному ведению горных работ на рудных и нерудных месторождениях (объектах строительства подземных сооружений), склонных к горным ударам
784.13kb.
6 стр.
Рецензент: доктор психологических наук, профессор
8609.27kb.
29 стр.