Главная страница 1

Программа



развития школьного краеведческого музея

на 2009 – 2013 гг.

Народ, не знающий своего прошлого,

не имеет права на будущее.

А.С. Пушкин



Введение. Описание проблемы.

Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, гражданственность и патриотизм. Свое начало воспитание патриотизма берет там, где родился человек, где он прошел свое духовное и нравственное становление. А для этого молодой человек должен воспитываться на исторических, культурных традициях своего народа, должен помнить о прошлой жизни своих предков.


Каждый человек – своего рода открыватель, он идет к старым, как мир истинам своим путем. Но у истока длинной дороги жизни, у каждого из нас есть своя малая Родина, со своим обликом, со своей красотой. Предстает она человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь. Поэтому очень важно знать историю своего села, семьи, свои корни. Каждый, кто любит свою Родину, должен знать не только ее настоящее, но и ее прошлое. Как жили наши предки, как трудились и праздновали праздники, каковы быт, обычаи, обряды. Большую ценность для нас представляют мировоззрение, культура.

История прошлого – это память народов. В ней наши корни, корни сегодняшних явлений. Невозможно понять современную жизнь, нельзя создавать будущее, не зная прошлого, не зная истории своего народа. История хранит в себе опыт поколений, великие имена, подвиги людей и многое другое. История порой бывает противоречивой, но она единственная история народа, другой у него нет. Это история наших дедов и прадедов. Мы сегодняшние, стоим на их плечах. Они подняли нас. И в своей жизни они ничего уже не могут изменить. Но, уходя их жизни, они надеялись, что мы эту жизнь поймем. А, значит, будем умнее, лучше, гуманнее. Они заслуживают того, чтобы жить в нашей памяти.

Если человек не знает истории своего народа, не любит и не уважает ее

культурные традиции, то вряд ли его можно назвать достойным гражданином своего отечества.



I. Цели программы:

  • Сохранение исторической памяти и наследия, развития интереса к истории своего народа, края, района. Школы.

  • Воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и гражданственности, ответственного отношения к культурно-историческому наследию своей страны.

  • Развитие мотивации личности к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей человечества через изучение и освоение малой родины.

  • Укрепление нравственных позиций учащихся, чувства собственного достоинства, гордости за свою малую родину, за свою Отчизну.

    Основные задачи:

  1. Изучить историю возникновения и развития поселка Октябрьского, Октябрьской средней школы.

  2. Исследовать особенность быта, уклада жизни жителей поселка Октябрьского.

  3. Провести поисковую работу в целях пополнения фонда школьного краеведческого музея.

  4. Помочь детям раскрыть свои способности, реализовать их в различных видах исследовательской деятельности.

  5. Воспитывать культуру общения с людьми старшего поколения.

  6. Вести поисковую работу по изучению жизни и деятельности людей, прославивших родное село.

  7. На базе музея проводить уроки, посвященные героической борьбе русского народа, уроки мира, уроки мужества, организовывать встречи с ветеранами войны и труда.

  8. Приобщать учащихся к общественно-полезной работе, развивать деятельность по охране памятников истории и культуры. Развивать информационно-коммуникативные способности учащихся, воспитывать толерантность по отношению к другим людям.



II. Обоснование значимости программы.

Школьный музей Октябрьской средней школы, как форма образовательной и воспитательной работы, создавался по инициативе выпускников, родителей, учащихся и педагогов школы. Он возник как ответ на социальный заказ, который поступил образовательному учреждению от представителей ученической, родительской и педагогической общественности и как результат собственной поисково-собирательной и исследовательской деятельности. В музее школы учащиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, культуры, родного края, различных предметов и документов. Являясь неформальным учебным подразделением общеобразовательной школы, музей выступает как своеобразная часть музейной сети района.

Целью создания и деятельности школьного музея является всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Музей является не просто особым учебным кабинетом школы, но одним  из воспитательных центров открытого образовательного пространства. Программа развития музея включает в себя формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины. Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором военно-патриотической деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.

Образовательное пространство:

Школьный музей. Районная библиотека. Кабинет истории. Районный архив

Поселковая администрация Интернет.

Ш. Стратегия и механизмы достижения поставленных целей.

Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. Кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы    исследования,    производить    историографический    анализ    темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью и т.п.

Профиль школьного музея. Профиль музея – боевая и трудовая слава села. Профиль музея является важнейшей категорией классификации музеев.

Школьный музей Октябрьской средней школы был создан в 2002 году как создание истории родного села и истории школы.

Принципы работы школьного музея.

Существующая практика музейного дела предполагает необходимость соблюдения в данном виде деятельности следующих принципов:



  • Систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом;

  • Проведение научного и учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности школьного музея;

  • Использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приемов и форм учебной и внеурочной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности, шефской помощи ветеранам и др.;

  • Самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором создания и жизни музея;

  • Помощь руководителю музея, Совету музея со стороны учительского коллектива, ветеранов педагогического труда.

  • Связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда;

  • Обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиций, проведении экскурсий, во всей деятельности музея;

  • Строгий учет, правильное хранение и экспонирование собранных материалов.

Основные виды деятельности школьного музея:

  • Организация поисковой деятельности:

- Работа с архивными документами. Работа с периодической печатью, сбор газетных, журнальных статей об интересных людях и событиях села.

- Встречи с участниками и очевидцами исторических событий, запись их воспоминаний, фотографирование. Переписка с земляками, проживающими за пределами села, района, области, родного края.

- Посещение района исследования, изучение данного вопроса на месте, фотографирование зданий и других исторических объектов.

- Поиск и сбор предметов материальной и духовной культуры.

- Консультации с работниками библиотек, архивов, музеев и т.д.


  • Создание экспозиций, разделов музея, оформление интерьера музея школы;

  • Проведение экскурсионной работы в музее;

  • Написание ученических исследовательских работ в форме докладов и рефератов и участие в НОУ, конкурсах, семинарах и т.п. на уровне района, края.

  • Оформительская работа:

а) составление альбомов, дневников, докладов-отчетов, рефератов;

б) оформление выставок, плакатов, планшетов, стенгазет, альбомов-раскладушек;

в) оформление экспозиций, витрин для школьного музея;

г) создание рукописной Книги Памяти (воспоминания участников войны).



  • Просветительская деятельность:

а) проведение встреч, праздников, экскурсий и т.д. по содержанию составленных литературных композиций;

б) организация литературно-краеведческих конференций по опубликованным в печати исследовательским работам учащихся школы;

в) участие в областных, районных конкурсах сочинений, краеведческих чтениях, презентациях школьных музеев и т.п.;

г) сотрудничество с районной газетой;

д) выступления на РМО и районных педагогических советах руководителя краеведческой работы;

Руководство работой школьного музея.

Руководит деятельностью школьного краеведческого музея Совет музея, в состав которого входят педагоги и учащиеся старших классов. Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея, назначаемый приказом директора школы. В своей деятельности музей руководствуется Уставом школы, Положением о школьном музее и ежегодным планом работы.



Сроки действия программы.

Программа рассчитана на 5 лет (2009-2013 гг.)



Участники программы. Совет школьного музея. Возраст – 12 – 17 лет.

IV. Рабочий план реализации Программы.





Направление деятельности

Сроки исполнения

1.

Организационная работа.

- Разработка нормативной базы музея: Положения о школьном музее, провести инвентаризацию и оформить паспорт музея;

-Создание или обновление состава Совета музея, поискового отряда;

- Регистрация поступающих экспонатов;

- Создание архива музея в электронном варианте;

- Приобретение необходимого оборудования: фотоаппарата или кинокамеры, магнитофона или диктофона, компьютера, принтера, сканера, фотоальбомов, бумаги, папок и т.п.

- Составление и утверждение календарного плана работы музея.


С 2009 г.

Ежегодно



2.

Поисковая работа.

- Работа в районном архиве.

- Работа в районной библиотеке.

- Работа в районном отделе ЗАГС.

- Работа с документами в поселковой администрации.

- Запись воспоминаний старожилов, очевидцев событий, ветеранов труда и войны, переписка.

- Поиск предметов старины, народно-прикладного искусства, старинных экспонатов.


2009-2011г.

3.

Оформление экспозиций и разделов музея.

1. Летопись Великой Отечественной.

- «Герои Советского Союза – наши земляки»

- Герои Великой Отечественной войны – наши односельчане»

- «Воины – интернационалисты»

- «Города – герои»

- «Полководцы Великой Отечественной»



2. История Октябрьской средней школы:

- Альбомы по истории школы

-- Выпускники школы

- Летопись школы: праздники и будни.

- Школьная форма, пионерская атрибутика

- История школы в лицах: учителя, ученики.

- Классные летописи

3. История села:

- Интерьер сельского дома, домашняя утварь, одежда, изделия декоративно-прикладного искусства

- История с. Октябрьского и Кытмановского района

- История поселковой администрации

- История памятников и обелисков

- История семьи – «Моя родословная»





4.

Просветительская работа.

1. Проведение экскурсий и бесед по темам:

- История школы

- Летопись Великой отечественной войны

- Воины - интернационалисты

- История посёлка Октябрьский

2. Участие во внеклассных и внешкольных мероприятиях:

- вечер встречи выпускников

- День согласия и примирения

- День Конституции

- День воина – интернационалиста

- День победы

- Месячник пожилого человека – встречи с ветеранами труда и войны

- краеведческие форумы, конкурсы экскурсоводов

- конкурсы исследовательских работ

3. Сотрудничество с местной прессой – печатание статей по материалам школьного музея в газете.

4. сотрудничество со школьными музеями других средних школ Кытмановского района.


Ежегодно

По заявкам

Ежегодно

Ежегодно


Ежегодно

Ежегодно


Ежегодно
Через год
Ежегодно

5.

Исследовательская деятельность учащихся.

  1. Подготовка и написание докладов и рефератов по темам:

- Страницы истории поселка

- Летопись Великой Отечественной.

- Быт, традиции жителей села

- коренные жители посёлка

- История семьи.

- История школы и её выпускников

- История дошкольного образования в поселке




6.

Переписка музея:

  1. с выпускниками школы:

  2. Со школьными музеями

  3. С архивами




По мере необходимости.

7.

Методическая работа.

  1. Создание методических рекомендаций:

- Примерное тематическое планирование использования местного краеведческого материала

- Тематическое планирование элективного курса «История Октябрьской школы» (10 часов).

- Тематика классных часов по материалам школьного музея.


  1. Выступление на РМО «Исследовательская деятельность учащихся».

  2. Создание презентаций PowerPoint по материалам архива музея:

- История Кытмановского района.

- История села

- История школы.

- Школьный музей.

- Социальный проект «История школы»

- Летопись Великой Отечественной.

-– коренные жители посёлка

- Моя семья. Родословная семьи




V. Предполагаемые конечные результаты и их социальная значимость.

Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине.


Школьный музей дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Участвуя в краеведческих походах и экспедициях, школьники получают физическую закалку, учатся жить в автономных условиях. Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы: умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, сопоставлять факты и др. Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещевым изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего города, учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном селе, школе. Таким образом, конкретизируются и расширяются знания и представления детей, почерпнутые при изучении школьного курса истории и обществоведения, реализуется региональный компонент образовательных стандартов, то есть изучается история Алтая.

VI. Оценка результатов.

Эффективность достижения целей программы будет оцениваться

Во-первых: уровнем сформированности таких ценностных ориентиров, как любовь к Родине, интерес к истории, культуре своего народа; компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации; компетентности в сфере гражданско-общественной социальной деятельности;

Во-вторых: результатами участия в краеведческих форумах, конкурсах исследовательских работ, массовых мероприятиях.




Смотрите также:
А. С. Пушкин Введение. Описание проблемы
121.02kb.
1 стр.
Елена Егорова Наш влюблённый Пушкин Документальные поэмы, очерки Александр Пушкин и Анна Керн
928.29kb.
3 стр.
«Сочинение-описание по картине И. И. Левитана «Золотая осень»
101.02kb.
1 стр.
Пушкин в америке
227.24kb.
1 стр.
Правила обучения в Теологической Семинарии елц по модульной системе образования Общее описание системы
82.44kb.
1 стр.
Мой первый друг
49.61kb.
1 стр.
Урок русского языка и литературы в 9 классе Тема урока
117.45kb.
1 стр.
Карточка цифрового образовательного ресурса (описание цор) поля описание содержательного курса
44.53kb.
1 стр.
Карточка цифрового образовательного ресурса (описание цор) поля описание содержательного курса
44.71kb.
1 стр.
Конкурс по творчеству А. С. Пушкина >«А. С. Пушкин любимый поэт»
27.06kb.
1 стр.
Пушкин александр Сергеевич (1799-1837)
18.73kb.
1 стр.
Лекция-семинар Введение: общие проблемы этно- и глоттогенеза. 11. 25 -13. 10 2 ч
76.89kb.
1 стр.