Главная страница 1страница 2 ... страница 4страница 5
1.Малое предпринимательство как субъект экономики. Роль и значение малого предпринимательства в экономике

В настоящее время тема поддержки малого бизнеса приобретает особую популярность в средствах массовой информации, В по­следние годы постоянно говорится о неудовлетворительных тем­пах развития малого предпринимательства, необходимости рефор­мирования систем налогообложения, снижения бюрократических препонов. В чем же кроется причина такого повышенного внима­ния к субъектам малого предпринимательства?

В сфере экономики малые предприятия функционируют наряду с крупными и средними предприятиями. Обладая весьма скромны­ми размерами (как по объемам продаж, так и по числу работающих сотрудников), за счет большого их количества малые предприятия в экономически развитых странах выступают важными субъектами экономики. Малое предпринимательство предоставляет до 70% ра­бочих мест, а доля его участия в ВВП оценивается в 30—50%.

По данным Министерства экономического развития и торговли РФ за 2003 г., доля занятых на малых предприятиях в общей чис­ленности занятых в экономике составила около 14%, а доля уча­стия малых предприятий в ВПП — около 10%. Данные цифры го­ворят, с одной стороны, о большом экономическом потенциале ма­лого бизнеса в России, с другой — о необходимости создания бла­гоприятных условий для развития малых предприятий.

Что же такое малый бизнес и в чем его особенность?

2.Понятие «субъект малого предпринимательства».

Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малым

предприятиям в Российской Федерации
Согласно ст. 3 Федерального закона от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринима­тельства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства относятся коммерческие организации, удовлетворяю­щие следующим критериям:


  1. В уставном капитале доля участия Российской Федерации, субъектов Федерации, общественных и религиозных органи­заций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%.

  2. Доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предприниматель­ства, не превышает 25%.

  3. Численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:




  • в промышленности — 100 человек;

  • в строительстве — 100 человек;

  • на транспорте — 100 человек;

  • в сельском хозяйстве — 60 человек;

  • в научно-технической сфере — 60 человек;

  • в оптовой торговле — 50 человек;

  • в розничной торговле и бытовом обслуживании населе­ния — 30 человек;

  • в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.

Обращаем внимание на то, что для признания организации субъектом малого предпринимательства не установлен стоимост­ной барьер (объем продаж, прибыли, имущества и т. д.).
3.Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малым

предприятиям в промышленно развитых странах

(в странах Европейского союза), сравнение с российской

практикой, слабые и сильные стороны1

В разных странах в настоящий момент используются различные критерии при отнесении организаций к предприятиям малого биз­неса. В Четвертой директиве Совета Европы выделено четыре ос­новных критерия для признания организаций в качестве малых предприятий:



  1. Котирование акций на бирже. Акции малого предприятия не могут котироваться на бирже. В противном случае такое предприятие относится к крупным вне зависимости от того, удовлетворяет ли оно критериям, приведенным ниже.

  2. Валюта баланса не более 2,5 млн евро.

3 Выручка от реализации не более 5 млн евро.

4. Среднее число занятых не более 50 человек.

Для отнесения организации к субъектам малого предпринима­тельства она в течение двух следующих друг за другом отчетных периодов должна удовлетворять в обязательном порядке первому критерию и любым двум из трех последних критериев.

Большинство стран Европейского союза уже приняли соответ­ствующие законы, которыми распространили действие Четвертой директивы на свои территории (хотя специфика есть у многих стран, отклонения от этих показателей несущественны).

Те же самые критерии установлены в Великобритании и Авст­ралии. Исключения составляют только Канада (где определение малого предприятия отсутствует) и США. В этих странах крите­рии отнесения к малым предприятиям следующие:


  1. Выручка от продаж менее 25 млн долл. США.

  2. Предприятие зарегистрировано в США или Канаде.

  3. Предприятие не является инвестиционной компанией.

  4. Имеется дочернее предприятие, большая часть капитала ко­торого принадлежит материнской компании.

Как видно из приведенных данных, Россия является единствен­ной из рассматриваемых стран, где отсутствуют стоимостные кри­терии отнесения предприятий к субъектам малого предпринима­тельства. Отсутствие такого критерия можно признать пробелом нашего законодательства. В то же время дифференциация количе­ства работников в зависимости от вида деятельности организации вполне оправданна. Например, выручка от продаж организации оп­товой торговли с пятью работниками может в несколько десятков и даже сотен раз превышать оборот организации, оказывающей бытовые услуги населению, с тем же числом сотрудников.
4.Система нормативного регулирования малого

предпринимательства в Российской Федерации.

Нормативное регулирование бухгалтерского учета

на малых предприятиях

Основным нормативным документом, регулирующим малое предпринимательство в Российской Федерации, является Феде­ральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федера­ции». Также необходимо отметить следующие нормативные акты:

1. Указ Президента РФ от 4 апреля 1996 г. № 491 «О первооче­редных мерах государственной поддержки малого предпри­нимательства в Российской Федерации».


  1. Постановление Правительства РФ от 4 декабря 1995 г. № 1184 «О федеральном фонде поддержки малого предпри­нимательства».

  2. Постановление Правительства РФ от 23 апреля 1996 г. № 523 «Об участии субъектов малого предпринимательства в производстве и поставке продукции и товаров (услуг) для федеральных государственных нужд».

  3. Постановление Правительства РФ от 21 августа 2001 г. № 615 «Об утверждении соглашения о поддержке и развитии малого предпринимательства в государствах — участниках СНГ».

  4. Приказ Министерства финансов РФ от 21 декабря 1998 г. № 64н «О типовых рекомендациях по организации бухгал­терского учета для субъектов малого предпринимательства». В приказе утверждены: рекомендованный рабочий план сче­тов для субъектов малого предпринимательства, формы бух­галтерского учета, возможность применения кассового мето­да и ряд других моментов, имеющих важное значение для ор­ганизации и ведения бухгалтерского учета на малых пред­приятиях.

5.Отличительные аспекты деятельности субъектов малого бизнеса

Мировой опыт показывает, что мерки средних и крупных орга­низаций не применимы к субъектам малого предпринимательства. Поэтому необходимо определить те особенности функционирова­ния малых предприятий, которые оказывают существенное влия­ние на всю деятельность субъектов малого предпринимательства. Для нас важно указать на факторы, которые непосредственно отра­жаются на организации бухгалтерского учета.

Предполагаем, что многие читатели захотят перелистнуть дан­ную страницу в поисках более важной для них темы. Авторы про­сили бы уделить данному параграфу немного внимания, так как, возможно, это позволит по-новому взглянуть на проблемы учета, которые у вас существуют. Особенно важным данный раздел счи­таем для руководителей, которые порой имеют размытое представ­ление о бухгалтерском учете, его назначении, возможностях и функциях.

Среди множества факторов, характерных для организаций ма­лого бизнеса, необходимо выделить следующие:



  1. Скромные финансовые возможности по привлечению высоко­квалифицированных специалистов по бухгалтерскому учету и другим областям (в частности, юриспруденции, маркетин­гу, менеджменту).

  2. Потребность во всесторонних знаниях законодательства для осуществления своей деятельности.

  3. Небольшая численность работающих.

  4. Слабая защищенность перед произволом налоговых и иных контролирующих государственных органов.

  5. Представление руководства организации о бухгалтерском учете как средстве для исчисления налоговых обязательств.

  6. Недостаточное знание руководством задач бухгалтерского учета.

Рассмотрим каждый из этих факторов более подробно.

Скромные финансовые возможности по привлечению высококвалифицированных специалистов по бухгалтерскому учету

Грамотная постановка учета, четкое определение и распределе­ние функций бухгалтерского персонала в значительной мере опре­деляют правильность ведения бухгалтерского учета и расчета на­логовых обязательств. При организации предприятия его руково­дитель зачастую глубоко убежден, что пока у фирмы небольшие обороты, можно нанять недорогого бухгалтера, а вот потом... А вот потом одно из двух:



  • либо приходит опытный бухгалтер и представляет руководи­телю целый список налоговых нарушений, многие из которых исправить сложно, а порой и невозможно (оптимистичный вариант);

  • либо указанный список составляет налоговый инспектор (пессимистичный вариант).

Здесь важно знать и понимать, что первичная постановка уче­та — такое же необходимое условие при организации предприятия, как составление его учредительных документов. В течение 90 дней со дня государственной регистрации организация должна утвер­дить учетную политику1. А с 2002 г. до подачи первой налоговой

декларации по НДС, налогу на прибыль, единому налогу необхо­димо представить учетную политику для целей налогообложения1. Для грамотного формирования вышеуказанных документов тре­буются хорошие знания нормативных актов по бухгалтерскому учету и положений налогового законодательства. Очевидно, что низкоквалифицированному специалисту или начинающему бух­галтеру справиться с поставленной задачей чрезвычайно сложно. Ведь именно в этих документах закрепляются базовые правила ве­дения бухгалтерского учета и расчета налоговых обязательств. Ошибки, допущенные при формировании учетной политики, за­частую исправить не представляется возможным. В результате хо­зяйствующий субъект сам себе отсекает пути эффективной органи­зации бухгалтерского учета и налогообложения. Авторы советуют (особенно только что зарегистрированным хозяйствующим субъек­там) не пожалеть денег и воспользоваться услугами хороших спе­циалистов для организации простого, ясного и эффективного бух­галтерского учета.



Потребность во всесторонних знаниях законодательства для осуществления своей деятельности

Для организации даже небольшого предприятия необходимы всесторонние знания существующей законодательной базы: граж­данского права, налогового законодательства и др. Отсутствие со­ответствующих знаний часто используется противоположной сто­роной в своих интересах.

Однако, по опыту авторов, наиболее опасно в этой ситуации пользоваться советами людей, считающих себя специалистами во всех областях. К этим советам необходимо относиться с наиболь­шей осторожностью, так как порой они приводят к совершению непоправимых ошибок.

Что касается главного бухгалтера организации, то его долж­ность по определению требует не только экономических, но и об­ширных юридических знаний. В любой организации есть сотруд­ники, следовательно, бухгалтер должен знать трудовое законода­тельство. Взаимоотношения между организацией и внешними контрагентами регулируются гражданским законодательством. При наличии внешнеэкономической деятельности важно соблю­дать валютное и таможенное законодательство. Ну и, разумеется,

обязанностью бухгалтера является исчисление налогов, т. е. необ­ходимо знание налогового законодательства. Нехватка правового образования и отсутствие знаний об организации документооборо­та являются сейчас одними из наиболее актуальных проблем.

Небольшая численность работающих

Физически всю деятельность малого предприятия иногда может обслуживать всего один человек. Однако отсутствие специальных знаний в отдельных областях, необходимых для осуществления бизнеса, заставляет набирать дополнительный персонал. Так как объемы деятельности не позволяют занять все рабочее время со­трудника выполнением исключительно его специальных обязанно­стей, его просят выполнять также другие работы, в том числе те, которые требуют знаний из других отраслей, специалистов по ко­торым у организации еще нет. Таким образом, малые предприятия в большей степени нуждаются в универсальных работниках. Кроме того, практически в каждом субъекте малого предпринимательства есть сотрудник, который единолично выполняет свои обязанности. Если по каким-то причинам он не выходит не работу (уволился, заболел и др.), в организации возникает авральная ситуация. По­этому возможность взаимозаменяемости сотрудников на малых предприятиях ценится очень высоко. В этой ситуации целесообраз­но рассмотреть вопрос о передаче отдельных функций специализи­рованным организациям (индивидуальным предпринимателям).



Слабая защищенность перед произволом налоговых и иных контролирующих государственных органов

Отсутствие возможности содержать квалифицированных спе­циалистов и несовершенство существующей судебной системы приводят к тому, что проверяющие органы безнаказанно могут чи­нить произвол, вынуждая незаконно переплачивать налоги, давать взятки и совершать иные действия, унижающие персонал и ущем­ляющие финансовые интересы субъектов малого предпринима­тельства.



Представление руководства организации о бухгалтерском учете как средстве для исчисления налоговых обязательств

С начала своего зарождения и до конца XIX в. бухгалтерский учет велся исключительно для управленческих целей и только в небольшом числе случаев — для выкачивания денег из акционе­ров. Таким образом, около 400 лет из 500 бухгалтерский учет раз­вивался исключительно в русле предоставления информации о финансово-хозяйственной деятельности организации. Многие руководители и учредители даже не догадываются, что бухгалтер­ский учет ведется для них, а не для налогового инспектора.



Недостаточное знание руководством задач бухгалтерского учета

В системе управления организацией бухгалтерский учет выпол­няет функцию обратной связи, т. е. предоставляет информацию ру­ководителю о том, чем он управляет и к каким результатам это приводит. Двумя наиболее значимыми задачами бухгалтерского учета являются обеспечение сохранности имущества и определение результатов деятельности. Незнание этих задач руководящим пер­соналом приводит к достаточно комичным ситуациям: в одном ка­бинете сидит бухгалтер, полностью поглощенный ведением бухгал­терского учета для целей налогообложения, в другом — руководи­тель в раздумьях о том, как организовать учет движения товаров на складе. Очевидно, что в подобной ситуации руководитель изобре­тает велосипед — в бухгалтерском учете все уже давно придумано.

Названные факторы обусловливают наличие некоторых особен­ностей ведения бухгалтерского учета у субъектов малого предпри­нимательства, которые не свойственны средним и крупным орга­низациям.

1. Незначительное либо полное отсутствие разделения труда в бухгалтерской службе. Бухгалтерский учет ведется зачастую одним бухгалтером, который отвечает за все участки работы. Если бух­галтерия состоит из двух-трех сотрудников, то каждый из них от­вечает за ведение бухгалтерского учета сразу на нескольких участ­ках. Главный бухгалтер, как правило, должен знать бухгалтерский учет всего спектра операций, совершаемых в организации. При этом ему необходимо в равной степени хорошо знать весь бухгал­терский процесс: от грамотного отражения операций в первичных учетных документах до составления баланса и других форм отчет­ности организации. Здесь кроется одна из основных проблем бух­галтерского аппарата малых предприятий: с одной стороны, гра­мотный бухгалтер, владеющий бухгалтерским учетом на всех участ­ках, дорого стоит и не любит возиться с бумажками (первичными документами); с другой — недорогой бухгалтер готов возиться с первичными документами, но оказывается не способен правильно составить отчетность и рассчитать налоги. Одним из возможных выходов из такого положения является привлечение сторонних высококвалифицированных специалистов для составления бух­галтерской и налоговой отчетности. Первоначально специалист привлекается для первичной постановки бухгалтерского учета и составления отчетности. Если ему установить свободный график работы, то стоимость услуг окажется вполне приемлемой. Данная схема обладает следующими преимуществами: а) для руководителя организации:



  • стоимость услуг привлеченного специалиста получается не­высокой ввиду свободного графика его работы и неполной занятости, так как весь рутинный комплекс работ выполня­ется сотрудником организации;

  • качество организации и ведения бухгалтерского учета ока­зывается на гораздо более высоком уровне;

  • появляется возможность грамотно оптимизировать налого­обложение, используя опыт и профессиональные знания привлеченного специалиста;

  • появляется возможность постоянно получать высококвали­фицированные консультации по вопросам бухгалтерского учета;

  • появляется возможность поднять профессиональный уро­вень своего бухгалтера за счет помощи специалиста, что по­зволит в дальнейшем если и не отказаться, то по меньшей мере снизить стоимость его услуг по причине меньшего ко­личества обращений к нему;

б) для бухгалтера организации:

  • отсутствует конкуренция со стороны более профессиональ­ного сотрудника на предмет «подсиживания»;

  • появляется возможность непрерывно повышать свои про­фессиональные знания за счет консультаций у привлечен­ного специалиста;

  • появляется возможность увеличения заработной платы в связи с ростом профессиональных знаний и увеличения за­нятости за счет снижения ее у привлеченного специалиста;

  • отсутствует ответственность за правильность составления бухгалтерской отчетности и достоверность расчета налого­вых обязательств организации.




  1. Выполнение бухгалтерским персоналом смежных функций, ко­торые в крупных и средних организациях выполняются отдельными подразделениями. Чаще всего на малых предприятиях на бухгалте­ра возлагается обязанность по ведению кадрового учета организа­ции. Не менее часто бухгалтеру приходится отвечать на юридиче­ские вопросы.

Очень сильное влияние налогового законодательства на орга­низацию бухгалтерского учета. Отсутствие финансовых возможно­стей для организации одновременно налогового, управленческого, финансового учета заставляет малые предприятия отдать предпоч­тение одному из них. В силу незыблемой веры руководства в то, что бухгалтерский учет ведется ради исчисления налогов, этому направ­лению и отдается предпочтение. Однако любому руководителю не­обходимо помнить, что организация создается не ради уплаты на­логов, а ради получения прибыли. Следовательно, бухгалтерский учет должен быть организован так, чтобы он максимально способ­ствовал этому. Бухгалтерский учет на протяжении более 500 лет своего развития создавался ради достижения этой цели.

6.Основные виды деятельности субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации

В силу своей специфики подавляющее количество малых пред­приятий в Российской Федерации создается в следующих трех ос­новных сферах деятельности:



  1. Торговля. Характерная черта малого предпринимательства — способность подстраиваться под местный рынок. Не претендуя на захват глобального рынка, малые предприятия ориентируются на место нахождения потребителя. Многочисленные ларьки, палатки, павильоны и магазинчики позволяют, с одной стороны, удовлетво­рять существующие потребности рынка, с другой — работать рен­табельно в связи с эффективной организацией деятельности.

  2. Посредничество. Посредничество — распространенный вид деятельности организаций в промышленно развитых странах. Пе­редача отдельных функций по логистике или продвижению това­ров на рынок позволяет организациям крупного и среднего бизне­са оптимизировать затраты, повысить эффективность указанных операций, «дотянуться» до труднодоступных ресурсных рынков или рынков сбыта, вынести специфические проблемы отдельных рынков за рамки организации, экономя там самым на финансовых и трудовых ресурсах.

  3. Сфера услуг. Развитие сферы услуг в последнее время стано­вится одним из наиболее перспективных направлений роста эконо­мики большинства развитых стран. При этом предоставление ус­луг зачастую требует присутствия организации, которая их оказы­вает, в месте нахождения потребителя. Таким образом, рынок ус­луг, так же как и рынок товаров, склонен к ориентации на конкретного потребителя, что приводит к необходимости индиви­дуализации услуги (т. е. к видоизменению в интересах покупате­ля). Кроме того, с увеличением благосостояния населения проис­ходит объективный процесс снижения доли расходов потребителей на товары и увеличения доли расходов на приобретение услуг.


7.Принципы организации бухгалтерского учета на малом предприятии

Максимальное упрощение процедур ведения бухгалтерского учета без нанесения ущерба выполнению поставленных перед ним задач — вот, на взгляд авторов, основной принцип организации бухгалтерского учета в любой организации. Для малых предпри­ятий он особенно актуален в связи с ограниченными финансовыми ресурсами, поэтому эффективность деятельности бухгалтерской службы для них имеет особую важность.

Следовательно, процедуре первичной постановки или реформи­рования бухгалтерского учета организации предшествует изучение тех задач, которые он должен в ней выполнять.

Грамотная постановка бухгалтерского учета в организации по­зволяет:



  1. обеспечить сохранность имущества;

  2. обеспечить эффективность управления ресурсами;

  3. исчислить финансовый результат деятельности;

  4. определить налоговые обязательства.

Знать эти задачи крайне важно для руководителя любой орга­низации, так как выбор оптимальных путей их решения является основой для построения эффективной системы бухгалтерского учета и, что более важно, управления организацией.

Процессу первичной постановки или реорганизации системы бухгалтерского учета на предприятии должен предшествовать ана­лиз потребностей в выполнении указанных задач. Средние и круп­ные организации испытывают потребность в том, чтобы система бухгалтерского учета решала все поставленные задачи. Однако изучение специфики деятельности малых предприятий показывает, что из указанного перечня задач могут быть востребованы не все. Например, перед системой бухгалтерского учета организации, в которой работает один человек, являющийся одновременно ее уч­редителем, не стоит задача обеспечения сохранности имущества, так как все оно находится в единоличном пользовании. В неболь­шой организации, которая работает по договорам поручения в ка­честве поверенного, может отсутствовать необходимость в опреде­лении эффективности управления ресурсами. Организация, осуще­ствляющая разовые операции, может не нуждаться в исчислении финансового результата деятельности, так как он будет равен раз-

нице между поступлением и расходованием денежных средств. На­конец, бухгалтерский учет организации, уплачивающей единый на­лог на вмененный доход, не выполняет задачу исчисления налого­вых обязательств, так как они рассчитываются на основе небухгал­терских данных.

Руководитель вместе с главным бухгалтером организации дол­жен определять потребность в выполнении бухгалтерским учетом указанных выше задач. Мы же считаем необходимым чуть подроб­нее остановиться на их содержании.



следующая страница >>

Смотрите также:
1. Малое предпринимательство как субъект экономики. Роль и значение малого предпринимательства в экономике
881.16kb.
5 стр.
Общие направления государственного регулирования малого предпринимательства
133.07kb.
1 стр.
«Бухгалтерский учет, налогообложение, бизнес-информатика и малое предпринимательство»
96.18kb.
1 стр.
Аналитическая записка 4 Стимулирование роста доходов районного бюджета от малого бизнеса
89.01kb.
1 стр.
Аналитическая записка
30.51kb.
1 стр.
Виды государственной поддержки малого и среднего предпринимательства Финансовая поддержка
45.74kb.
1 стр.
Закон украины о государственной поддержке малого предпринимательства
107.71kb.
1 стр.
Пк-04-048-2010 «Новое в учете и налогообложении субъектов малого предпринимательства» Продолжительность занятий
55.23kb.
1 стр.
Учебный план (12 астрономических часов) № п/п
34.88kb.
1 стр.
Информация о заседаниях советов (координационных советов) в области развития малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях в Свердловской области
311.17kb.
1 стр.
Памятка для предпринимателя по участию в конкурсе по отбору субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления из областного бюджета субсидий (грантов на создание собственного бизнеса) Срок подачи документов с «11» августа 2011г по
54.2kb.
1 стр.
Механизм слияний и поглощений как инструмент обеспечения экономической безопасности предприятий в период экономического кризиса
432.3kb.
3 стр.