Главная страница 1
Cредняя общеобразовательная школа № 111

Советского района г. Казани


О.Ю. Краснова, учитель


Русского языка и литературы

1 кв. категории
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

С использованием интерактивных

Методов обучения:

SWAT-анализа, дискуссии



Тема мероприятия:

НЕ В ДЕНЬГАХ СЧАСТЬЕ ..?
ЦЕЛИ:

ОБУЧАЮЩИЕ:

1) совершенствовать навыки SWAT-анализа;

2) обобщить знания по литературе;

РАЗВИВАЮЩИЕ:

1) развивать аналитические способности, умение

объективно оценивать ситуацию, поступки героев;

2)заинтересовать исследовательской работой;

КОММУНИКАТИВНЫЕ:

1) прививать культуру спора;

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

1) показать актуальность вопроса,

заявленного в теме мероприятия

и неоднозначность ответа на него.


ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Иллюстрации к произведениям Н.В. Гоголя, Дж. Крюса, А.С. Пушкина, В. Распутина, М. Зощенко.

  2. Рисунки детей, комментирующие их восприятие выбранного высказывания лексико-грамматической группы «деньги. Материальное положение».



- 1 -


ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя.



Мы собрались сегодня с вами для того, чтобы обсудить сложившееся в современном обществе отношение к материальным благам ( богатству, деньгам, драгоценностям ). Хочется узнать ваше мнение по указанному в теме вопросу, обсудить, стоит ли возводить звонкую монету на высшее место пьедестала жизненных ценностей? Какую роль играет материальный достаток в нашей жизни и, наконец, зачем нам вообще нужны деньги?

Какие литературные произведения, изученные вами за три последних года, поднимают проблему ДЕНЬГИ и ЛЮДИ? Назовите героев, заинтересованных в росте своих доходов.



(Предполагаемые ответы учеников. Все общество, XVII век Франсиско де Кеведо, «Летрилья». Уже в ХVII веке появилась необходимость использовать сатиру для отрезвления умов. Высмеивается всеобъемлющая власть денег, что подчеркивает рефрен:

Дивной мощью наделен

Дон Дублон
Барон, н. Х1Х века, «Скупой рыцарь», А.С. Пушкин. Для героя деньги – святыня.

Германн, н. Х1Х века, «Пиковая дама», А.С. Пушкин. Германн имеет достаточно средств для безбедного существования, но считает , что этого мало. По натуре игрок.
Петрусь, н. XIX века, «Ночь накануне Ивана Купалы», Н.В. Гоголь. По воле отца любимая Петруся должна выйти замуж за богатого. Герой идет на сделку с дьяволом, чтобы добыть богатство, убивает младшего брата невесты.

Тим Талер, 30-е годы XX века, «Т. Талер, или проданный смех», Джеймс Крюс. Для устранения финансовой зависимости от мачехи заключает сделку с чертом. Мальчик выигрывает любое пари взамен на смех, улыбку. Только спустя несколько лет Тим понял, что смех – выражение духовной свободы и нашел способ вернуть его.

11-летний рассказчик, к. 40-х ХХ века, «Уроки французского», В. Распутин. Деревенский мальчик из бедной семьи отправляется получать образование в райцентр. Там он страдает от голода, малокровия и вынужден зарабатывать 1 рубль на кружку с молоком игрой на деньги.
Старик, н. 70-х годов ХХ века, «Космос, нервная система и шмат сала», В. Шукшин.

Для Наума Евсегнеевича деньги – спокойствие, сытость, возможность выпить в любое время. Он осуждает восьмиклассника Юрку за желание учиться на хирурга, зарплата которого очень мала.)



- 2 -

2. УЧИТЕЛЬ. Давайте обобщим сказанное и определим мотивы, движущие героями в их стремлении к заработку. ( Учитель записывает мотивы, названные и оцененные учащимися: + -положительная оценка, -- - негативная.)

ЛЮБОВЬ («Ночь...») ......................................................................+


ЗДОРОВЬЕ («Уроки...») +
СТРАСТЬ К ДЕНЬГАМ («Скупой рыцарь», «Пиковая дама») ---
ФИНАНСОВАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ («Тим...») +

ВЛАСТЬ НАД ВСЕМИ И ВСЯ («Дон...») ---


СПОКОЙСТВИЕ, СЫТОСТЬ (« Космос...») +
ВЫВОД: Даже высокую , неплохую цель можно опорочить недостойными путями, выбранными для ее достижения.
3. УЧИТЕЛЬ. Давайте подумаем и решим, какие пути можно считать достойными при стремлении к материальному благополучию, а каких стоит избегать. Ваше мнение? (SWAТ-анализ: ученики, предлагая для записи мотивы поступков героев в погоне за богатством, устанавливают причинно-следственную связь между ними и их трагическими последствиями. В процессе дискуссии, сопровождающей каждую формулировку, делаются итоговые записи на доске.)

Достойные мотивы, пути

Нежелательные мотивы, пути

Стремление к знаниям

Переоценка нрав. ценностей

в пользу денег (Барон, Германн, Петрусь, Тим Талер)



Повышение произв-ти труда

Нарушение закона (Петрусь , Германн (угроза)

Освоение новых спец-тей

КАРЬЕРНЫЙ РОСТ

Угрызения совести (Петрусь)

Фин. НАКОПЛЕНИЯ

ОТКРЫТИЕ собств. Фирмы

РОСТ доходов

Одиночество (барон, Германн, Тим Талер)

Благотворительность

Деньги не являются единствю ценностью

Сдвиги в психике ( Петрусь, Герман)

Соблюдение законов

Чистая совесть

Смерть ( Петрусь, Ивась, графиня )

Физич. и психич. здоровье


- 3 -

УЧИТЕЛЬ. Я не сомневаюсь, что каждый из вас в будущем будет состоятельным человеком и выберет достойные пути зарабатывания денег, вопрос в том, ради чего вы будете стремиться к достатку ?

( УЧЕНИКИ. Ради благополучия своих родных и близких, а следовательно, и всего государства.)

4. Учитель зачитывает отрывок из рассказа М. Зощенко «Не надо иметь родственников»

Проблемный вопрос: КТО ПРАВ: дядя, упрекающий племянника-кондуктора за то, что тот заботится о государственном кармане, требуя платы за проезд с родственника, или племянник, которого возмущают слова дяди «Не развалится от этого трамвай»?

(Дискуссия, целью которой становится выявление нескольких подходов к решению вопроса. Однозначного ответа нет. УЧЕНИКИ. Формально прав племянник. С чисто человеческой точки зрения – дядя.)

5. УЧИТЕЛЬ. А далее и мне, и присутствующим было бы интересно узнать об отношении современных школьников к проблеме ЧЕЛОВЕК – ДЕНЬГИ. Дома из предложенных поговорок, фразеологизмов, крылатых выражений вы должны были выбрать один пример, заинтересовавший вас, увидеть в нем, может быть, спорные моменты.
ПРЕЗРЕННЫЙ МЕТАЛЛ БРОСАТЬ ДЕНЬГИ НА ВЕТЕР

Гете: ЛЮДИ ГИБНУТ ЗА МЕТАЛЛ


Пушкин: ПОГНАЛСЯ ПОП ЗА ДЕШЕВИЗНОЮ
ДЕНЕГ КУРЫ НЕ КЛЮЮТ ВРЕМЯ ---ДЕНЬГИ

ЛУЧШЕ БЫТЬ ЗДОРОВЫМ, ЧЕМ БОГАТЫМ ЖИТЬ НА МЕДНЫЕ ДЕНЬГИ


ЗДОРОВЬЕ НЕ КУПИШЬ ДЕНЕЖНЫЙ МЕШОК
БЕДЕН КАК ЦЕРКОВНАЯ МЫШЬ СЧИТАТЬ КАЖДУЮ КОПЕЙКУ

НЕ СЧИТАЙ ДЕНЬГИ В ЧУЖОМ КАРМАНЕ УДАРИТЬ ПО КАРМАНУ

ВЛЕТЕТЬ В КОПЕЕЧКУ КАТАТЬСЯ КАК СЫР В МАСЛЕ
КОПЕЙКА РУБЛЬ БЕРЕЖЕТ СИДЕТЬ НА ЧЬЕЙ-ТО ШЕЕ
ДЕШЕВО И СЕРДИТО

-4 –

УЧЕНИКИ, по очереди выходя к доске, высказывают свои соображения по поводу смыслового богатства высказывания, его актуальности на современном этапе развития общества; дискутируют с оппонентами. Пример (о поговорке ДЕШЕВО И СЕРДИТО): всем приятно покупать дешевую вещь, но есть и определенные требования к ее качеству. Наверное, только в экстремальной обстановке, при отсутствии возможности выбора, примитивная в технологическом плане, не совсем аккуратно изготовленная вещь спасет ситуацию, но в обычной, спокойной обстановке мы выберем качественный и приемлемый по цене продукт, а иначе придется с горечью говорить про себя: «Погнался поп за дешевизною».

6. УЧИТЕЛЬ. А теперь давайте обратимся к теме нашего разговора и подведем итог дискуссии. Всем известно, что язык – развивающееся явление, быстро реагирующее на изменения в человеческом обществе. Уже десятилетие назад к данной фразе приросло ироническое продолжение ....А В ИХ КОЛИЧЕСТВЕ! Давайте и мы внесем свои коррективы в эту поговорку! Какие?
УЧЕНИКИ.

Счастье не только в деньгах и их количестве, но и в чистой совести !


УЧИТЕЛЬ. Так будьте же здоровы, богаты,
счастливы , добры,
и пусть мукам совести
нечего будет делать в вашей душе!

- 5 -

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.



  1. Светенко Т.В. Путеводитель по дебатам. – М.: Изд-во «Бонфи», 2001.




  1. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания. – Составители: Е.А Генике, Е.А. Трифонова. Под ред. Т.П. Семиной. – М., «Бонфи», 2002.


- 6 -


Смотрите также:
1 кв категории внеклассное мероприятие по литературе с использованием интерактивных Методов обучения: swat-анализа, дискуссии Тема мероприятия: не в деньгах счастье ? Цели: обучающие: 1 совершенствовать навыки swat-анализа
64.81kb.
1 стр.
Вопросы к экзамену по аналитической химии для студентов химического отделения
46.34kb.
1 стр.
Урок, внеклассное мероприятие, коррекционное занятие и т д. Тема Класс Дата проведения Место проведения Желающие посетить занятие
118.59kb.
1 стр.
Двадцать ошибок статистического анализа, которые вы сами можете обнаружить в биомедицинских статьях1
266.03kb.
1 стр.
Внеклассное мероприятие по литературе 5 класс c использованием презентации учитель русского языка и литературы
36.58kb.
1 стр.
Внеклассное мероприятие «Путешествие по музеям мира.»
53.67kb.
1 стр.
Рассказы А. П. Чехова «Злоумышленник», «Тоска»,
44.19kb.
1 стр.
Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 9-11 классов
85.8kb.
1 стр.
Губернии Поволжья: опыт многомерного статистического анализа А. В. Коновалов
85.3kb.
1 стр.
«Характеристика приемов и методов финансового анализа. Приемы детерминированного факторного анализа»
112kb.
1 стр.
Внеклассное мероприятие, (гпд) Воспитатель Васильева Надежда Викторовна Тема в гостях у радуги Цели: Познакомить детей с цветовой гаммой радуги
56.36kb.
1 стр.
Использование интерактивных методов обучения в преподавании дисциплины «общая гигиена» А. Е. Ержанова
42.12kb.
1 стр.