Главная страница 1страница 2 ... страница 5страница 6
1. История, как наука. Историческое знание и познание. Необходимо различать историю, как великий процесс развития природы и общества, тесно связанных между собой и Историю, как науку об этих процессах. Предметом изучения истории является деятельность и действия людей, вся совокупность отношений в обществе. Предмет истории определился не сразу. По мере развития общества развивалась история как наука, расширялось её содержание. Благодаря постепенному накоплению фактов сложился комплекс следующих наук: всемирная история, военная история, история дипломатии, история науки, техники, археологии, этнографии и др. История одна из древнейших наук (более 2,5 тыс лет) Изучение истории выполняет целый ряд задач или функций: 1-2) Просвещенческая и воспитательная. Знание истории своего народа и всемирной истории формирует гражданские чинства, позволяет понять вклад нашего народа в настоящую цивилизацию. 3) Мировоззренческая. История влияет на формирование научного мировоззрения. Под научным мировоззрением понимается система взглядов на объективный мир, место в нём человека. Историческое сознанием является невозможным без научного мировоззрения. Историческое сознание явл элементом общественного сознания – это совокупность представлений общества в целом и отдельных социальных групп, о своём прошлом и прошлом всего человечества. Историческое сознание - это результат познавательной деятельности, бесконечного процесса накопления исторических знаний. Между понятиями «познание», «знание» и «сознание» существует тесная взаимосвязь. Познание - это беспрерывный процесс постижения истины. Результатом этой познавательной деятельности, выступают знания, являющиеся отражением объективной деятельности. В свою очередь знания формируют различные формы общественного сознания. Можно выделить четыре уровня, на которых происходит встреча человека с историей и которые соответствуют определенным ступеням исторического сознания: 1) Формируется на основе жизненного опыта, когда человек свидетель и участник событий 2) Формируется под влиянием худ литературы, театра, кино, радио, телевиденья, памятников 3) Формируется на основе исторических знаний приобретённых в школе или путём самообразования 4) Формируется на основе всестороннего теоретического осмысления прошлого, на уровне выявления тенденций исторического развития.

2. Подходы к изучению истории, её принципы, методы и связь с другими науками. История - это социальная память живущего поколения. Чем обширнее память, тем духовно богаче человек и общество в целом. Изучение истории способствует нравственному развитию личности, формированию гражданственности, сохранению и упрочнению общечеловеческих ценностных ориентации, помогает развитию самостоятельного творческого мышления, мотивов, навыков и умений действовать на благо общества. Существует 2 основных подхода к изучению истории: 1) Цивилизационный 2) Информационный. В основе цивилизационного подхода лежит точка зрения – исторический процесс предстает в виде смены целого ряда цивилизаций, существовавших в различное время в разных регионах планеты и одновременно существующих в настоящее время. Также существуют специальные методы исторического познания. Для познания прошлого служит целый комплекс исторических наук. Среди них: всеобщая история и история отдельных стран и народов, история государства и права, военная история, история науки, техники, культуры, искусства, языка, археология, этнография, политология, хронология. Особое значение для исторического исследования имеют источники. Их подразделяют на несколько типов: письменные, вещественные, этнографические, лингвистические, устные, фотокинодокументы, фотодокументы. Успех исторического исследования в значительной мере зависит от использования не какого-либо одного вида источника, а совокупности источников, дающих взаимно дополняющую друг друга информацию.
3. Научные дискуссии о происхождении и расселении восточных славян.

С древних времён через нашу территорию проходило много племён. Славяне, как многие другие современные народы – германские, романские, иранские, индийские и другие – относятся к древнему индоевропейскому языковому сообществу. Гипотезы расселения славян: 1) скифско-сарматскую, согласно которой наши предки вышли из Средней Азии и расселились в южной части Восточной Европы под именами Скифов, сарматов; 2) дунайскую (приверженцы которой – Нестор, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, М.Н. Погодин; 3) висло-одерскую; 4) одерско-днепровскую, считающие первославянскими археологические культуры от XVII до VII вв. до н.э.; 5) подесскую; 6) прикарпатскую; 7) среднепровскую; 8) верхнеокскую.

IV-VII века нашей эры – это эпоха «Великого переселения народов». Славяне, участвуя в мощном миграционном процессе, расселяются на запад (в район Одера) и на восток (в район реки Волхов, правобережья Днепра и Приднестровья). На юге славяне занимают дунайские земли, значительные области Балкан и Пелопоннесса; поднимаются к северу к побережью Балтики.

В 7 – 8 веках славяне составляют значит часть населения в вост Европе. В середине 7 века складыв-ся Болгарское госуд-во. Часть болгар уходит на Дунай и подчиняют себе местные племена. Другая часть болгар уходит на Сев-вост в район Волги и создают Волжскую Болгарию. В это же время на территории современного Дагестана располагался Хазарский Каганат. Хазаром удалось установить своё господство над вост славянами, котор платили дань вплоть до конца 9 века. В резулт расселений в 7 – 8 вв определилась крупн Восточнославянские племенные группы: Днепр – поляне, древляне; Словене (оз Ильмень) ; Дреговичи (зап Двина); Кривичи (Смоленск); Полочане (Полоц); Вятичи (р-н Оки). 7-8 вв – активное разложение родоплеменного строя. Спустя некотор время начинается процесс объединения на основе эконом и полит интересов. В 7 -9 вв происходит отделение ремесла от с/х. Сначала обособляются металлообработка и гончарное производство. В этот период происходит образование городов. Также появл первые славянские деньги – меховые, кроме меховых – византийские западноевропейские монеты. В конце 10 века на Руси чеканят свою серебряную монету. Обществ строй Вост славян – военная демократия. Существ у славян патриархальное рабство.

Высшим органом власти в VI–VIII вв. было народное собрание (вече), решавшее все важные вопросы.

Процесс развития феодальных отношений:1) Несущественная дифференциация (разделение) в резул которой появл оплод (свободно отчуждаемая от общин земля); 2) Родоплеменная знать постепенно превращается в феодалов- землевладельцев, захватывая свободные земли, получая землю как военную добычу с последующ превращ этого участка в вотчину; 3) Князь, бояре, дружинники захватывали землю военных общинников с помощью эконом угроз, заставляли работать на себя.


4. Общественное устройство, занятие, быт, верования славян. Религия древних славян – язычество. Славяне VI – IX вв. были язычниками, обожествлявшими сначала силы природы. Ярило – бог солнца; Стрибог – бог воздушной стихии; Велес или Волос – покровитель скота, а также музыки и песен; Священным деревом у них был дуб; священным животным – кабан, конь, медведь, козёл, змея, кукушка, ворон. Богам приносили жертвы, иногда человеческие, в специально отведённых местах – требищах. В роли первосвященников часто выступали князья, но были и особые жрецы – волхвы и кудесники, которые молились и совершали различные обряды на требищах, а также в капищах (языческих храмах). На основе язычества у славян сложилось богатое устное народное творчество – песни, заклинания и заговоры, былины, пословицы и поговорки, загадки, сказки.

Возникали своеобразные торговые места. Воряг – это мелкооптовый купец.считается что воряги появились где-то в 9 веке на территории Русской равнины. Но следы их находят вплоть до Урала.


5. Исторический процесс образования древнерусского государства: объективные причины и научные подходы. К началу IX века на территории восточных славян сложились предпосылки для возникновения государственности. Как известно, государство, как форма существования общества, образуется в результате общественного разделения труда, появления частной собственности и расслоения первобытного социума на классы. Все эти признаки существовали у восточных славян в указанный период.

В 18 веке немецкие учёные Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер, работавшие в России, предложили так называемую «норманнскую теорию». Используя буквальное прочтение древнейшей русской летописи – «Повести временных лет» монаха Нестора о призвании ильменскими славянами варягов на Русь, немецкие учёные сделали вывод о неполноценности русского народа, не способного самостоятельно образовать государственность. Данную теорию критиковал Ломоносов. Он считал, что славяне имели все данные для того, чтобы самостоятельно образовать государство. По мнению учёных Г.З. Байера и Г.Ф. Миллера, варяжское племя «Русь» дало свой этноним славянам в процессе образования государства. Академик Б.А. Рыбаков уверен, что восточнославянское племя «Рось», обитавшее на берегах одноимённой реки южнее Киева, распространила своё название на Древнерусское государство. После смерти Рюрика, в Новгороде с 879 года стал править его сподвижник князь Олег. Он совершил в 882 году военный набег на Киев и объединил два крупных политических центра восточных славян. 882 год считается годом основания Древнерусского государства.

Столицей Древнерусского государства стал город Киев, т.к. он занимал выгодное географическое положение и через него проходил крупный торговый путь «Из варяг в греки». По названию столицы историки стали именовать Древнерусское государство Киевской Русью.

У князя впоследствии появлялись судебные функции. Передача власти осуществлялась по принципу родового старшинства. Государство на Киевской Руси – раннее феодальное. Древнерусское государство соответствовало 3 условиям формирования феодального строя: 1) Натуральный хар-ер производсва. т.е. ориентация на собственное потребление, а не на рынок.; 2) наследственно передаваемых частновладельческих вотчин, которыми владеют крупные феодалы; 3) наличии категории зависимого населения, которое вследствие внеэкономического принуждения обязано работать на феодального владельца.

Господствующим классом был феодал. Самый крупным феодалом был Киевский князь, котор оперался на дружину.(старшая и младшая). Старшая дружина исполняла судебные, дипломатические ф-ии. Это были военоначальники. Они собирали налоги. Князь наделял их землёй. Позднее старшую дружину стали называть боярами. Они не платили налогов. Младшая дружина выполняла профессиональные военные ф-ии.

Непривилегированный класс состоял из:

I. свободных простолюдинов; плативших князю дань и составлявших податные общества:

1) ”людей” – сельских жителей (впоследствии “крестьяне” - от слова “христиане”);

2) горожан.

II. «смердов» – общее название для обозначения полузависимой категории общинников:

1) «изгои» – люди, изгнанные из своей общины и живущие в чужой среде (лишившись защиты коллектива, они легко попадали в зависимость);

2) «закупы» - оказавшиеся в долговой зависимости за «купу» (ссуду) и обязанные отработать долг с процентами на земле землевладельца;

3) «рядовичи» - общинники, попавшие в зависимость от феодала по договору;

4) «прощенники» - отпущенные на волю рабы, обязанные отработать на бывшего хозяина.

III. полностью зависимой от феодала категории общинников:

1) «челядь» - дворовые слуги в усадьбе боярина;

2) «холопы» - рабы, обязанные обрабатывать вотчинную пашню.

В Киевской Руси было множество городов. Руководили жизнью города княжеские посадники.


6. Раннефеодальный период истории Др. Русского гос-ва. Внутр и внешн политика первых киевских князей. Столицей Древнерусского государства стал город Киев, т.к. он занимал выгодное географическое положение и через него проходил крупный торговый путь «Из варяг в греки». По названию столицы историки стали именовать Древнерусское государство Киевской Русью.

У князя впоследствии появлялись судебные функции. Передача власти осуществлялась по принципу родового старшинства. Государство на Киевской Руси – раннее феодальное. Древнерусское государство соответствовало 3 условиям формирования феодального строя: 1) Натуральный хар-ер производсва. т.е. ориентация на собственное потребление, а не на рынок.; 2) наследственно передаваемых частновладельческих вотчин, которыми владеют крупные феодалы; 3) наличии категории зависимого населения, которое вследствие внеэкономического принуждения обязано работать на феодального владельца.

Господствующим классом был феодал. Самый крупным феодалом был Киевский князь, котор оперался на дружину.(старшая и младшая). Старшая дружина исполняла судебные, дипломатические ф-ии. Это были военоначальники. Они собирали налоги. Князь наделял их землёй. Позднее старшую дружину стали называть боярами. Они не платили налогов. Младшая дружина выполняла профессиональные военные ф-ии.

Непривилегированный класс состоял из:

I. свободных простолюдинов; плативших князю дань и составлявших податные общества:

1) ”людей” – сельских жителей (впоследствии “крестьяне” - от слова “христиане”);

2) горожан.

II. «смердов» – общее название для обозначения полузависимой категории общинников:

1) «изгои» – люди, изгнанные из своей общины и живущие в чужой среде (лишившись защиты коллектива, они легко попадали в зависимость);

2) «закупы» - оказавшиеся в долговой зависимости за «купу» (ссуду) и обязанные отработать долг с процентами на земле землевладельца;

3) «рядовичи» - общинники, попавшие в зависимость от феодала по договору;

4) «прощенники» - отпущенные на волю рабы, обязанные отработать на бывшего хозяина.

III. полностью зависимой от феодала категории общинников:

1) «челядь» - дворовые слуги в усадьбе боярина;

2) «холопы» - рабы, обязанные обрабатывать вотчинную пашню.

В Киевской Руси было множество городов. Руководили жизнью города княжеские посадники. Руководили жизнью города княжеские посадники, кроме того, в городах были должности тысяцких и сотских. Множество посадских людей занимались различным ремеслом (кузнечным, гончарным, кожевенным и т. д.). Древнерусский город состоял из кремля, в котором находились княжеские хоромы и примыкавшего к кремлю посада, т. е. домов ремесленников. В случае опасности окрестное население пряталось за деревянными стенами города. Киевскую Русь окружали многие народы и государства. Основным направлением внешнеполитической деятельности было южным. На этом направлении находилась Византийская империя – крупнейшее государство Европы. На юго-восточном направлении было могущественное государство, обложившее данью не одно восточнославянское племя – Хазарский каганат. На северо-западе находились скандинавские народы, приходившие на Русь в виде отрядов варягов – наемников. Кроме того, на севере обитали финно-угорские народы (меря, весь, чудь и т. д.). На западе отделила Русь от Европы католическая Польша и кочевые племена венгров (угров). И на востоке соседствовала с Киевской Русью – Волжская Булгария и финно-угорские племена. (СМ ТАКЖЕ 7-8)




7. Период рассвета древнерусского государства. 8. Введение христианства на Руси: его полит, эконом , культурные последствия.(2 часть)

В развитии Древнерусского государства традиционно выделяют три основных этапа:

1. Раннефеодальный (IX – X вв.);

2. Расцвет Древнеруского государства (конец X – XI вв.);

3. Феодальная раздробленность. Распад государства (конец XI – XII вв.).

На момент образования Киевской Руси большая заслуга в расширении территории Киевской Руси принадлежит Олегу. После смерти Олега на престол заходит Игорь (сын Рюрика).Годы правления – 912 – 949. У Игоря было два неудачных похода на Византию(941-945).Он в основном занимался сбором дани, что его и погубило. Жена Игоря – Ольга (945-957). Она установила размер дани- урок; выделила официальных лиц для сбора дани (данщики) и определила места для сбора дани (погосты). Ольга одна из первых приняла православие, но не решилась распространить его на всю страну. Сын Ольги великий князь Святослав Игоревич (957 – 972 гг.) был выдающийся воин. Именно он разгромил Хазарский Каганат, и славяне перестали платить дань хазарам. Святослав завоевал Болгарию. После убийства Святослава началась междоусобица между сыновьями. Победу одержал Владимир (980-1015). Строит на южной границе крепости, которые назывались заставы богатырские. Особое значение для развития др русского гос-ва имело принятие христианства, осуществлённое князем Владимиром. Официальная дата принятия христианства – 988 год. Принятие единой религии повлияло бы не только на объединение племён, но и на другие гос-ва. Выбор был между двумя религиями: Христианство и Мусульманство. В это время ещё не было деления на православных и католиков. Православная церковь, кроме даров, подносимых народом, получила официальное право на десятую часть княжеских доходов, так называемую десятину.

Процесс образования государства, торговые связи, принятие христианства привели к слиянию восточнославянских племенных союзов. На базе разговорного, народного языка происходило формирование литературного древнерусского языка. Позднее из древнерусской народности образовались русский, украинский и белорусский народы.

Итоги: упрочение полит статуса, международное признание, приобщение к мировой культуре. (СМ ТАКЖЕ 9)


9. Феодальная политич раздробленность. После смерти Ярослава мудрого в древнерусском гос-ве начинается период феодальной раздробленности. Объективные причины: 1) Рост вотчинной собственности; 2) Формирование устойчивых региональных корпораций в военно-служивой знати, которая противопоставляла себя великокняжной знати; 3)Ухудшение эконом и полит положения Киева. Субъективная причина: Принцип наследования княжеской власти – прямое наследование (от отца к сыну) вместо родового старшинства (власть передаётся от брата к брату). Ярослав Мудрый в своём завещании разделил гос-во на 5 частей между 3 сыновьями, племянником и внуком. События юридически оформившие распад гос-ва – съезд князей в городе Любече в 1097 г. На этом съезде было зафиксировано закрепление за княжескими ветвями территорий, обозначенных в завещании Ярослава Мудрого. Временное объединение русских земель произошло при правлении Владимира Мономаха (1113 – 1125). В Киеве вспыхивает восстание закупов. Восстание длилось 4 дня. Сохраняется видимое единение и при сыне Владимира Мономаха князе Мстиславе (1125 – 1132 гг.). Однако Киевская Русь представляет собой в это время государство конфедеративного типа. 1132- год смерти Мстислава - Начало феодальной раздробленности. В 12 веке произошло оформление единого свода законов «Русская правда» состоящая из 3 частей: 1. «Правда Ярослава» (1016).2. «Правда Ярославичей» (1072).3. «Устав Владимира Мономаха» (1113). «Правда Ярослава» основное внимание уделяет преступлениям, направленным против личности. Наказание основано на принципе возмездия. Возмездие могли осуществлять: большие семьи, пришедшие на смену роду; княжеская, государственная власть, если у потерпевшего не было близких родственников. «Правда Ярославичей» была нацелена на замену кровной мести системой денежных штрафов (вира). «Устав Владимира Мономаха» ограничил произвол кредиторов. Происходит в 9 в. выделение трёх феодальных княжеств: Киевского, Черниговского и Переяславского. За этими княжествами закрепляются основные ветви Рюриковичей. Одним из крупнейших центров Др Руси была Ростово-Суздальская земля – отделяется от Киева в 1125. Младший сын Мономаха Юрий Долгорукий становится родоначальником Ростово-Сузд династии. После его княжения впервые появляется упоминание города Москвы(1147). Дважды пытается навязать свою власть Новгороду. После смерти Боголюбского начинается война между Ростово-Сузд и Владимирской землёй. В результате Владимир становится столицей. В 1177 Владииро-Сузд князем становится Всеволод Большое гнездо(1177 - 1212). Он поделил Владимиро-Сузд землю между 7 наследниками. Крупным центром Русской земли была Новгородско-Псковская республ. Основой госуд строя стал широкий средний класс: 1) Купцы 2) Житые люди (занимались торговлей и растительностью) 3) Своеземцы (хуторяне или фермеры). Вече в Новгороде решало важнейшие вопросы экономики, политики, военной, судебной и администр-ой сфер. Вече избирало князя. Тысяцкий занимался вопросами торговли. Основная роль архиепископа – духовное главенство. Князю запрещалось приобретать землю в Новгороде, раздавать землю своим приближённым, вершить суд, издавать законы, объявлять войну и заключать мир.
10.Ордынское иго на Руси. В 13 веке развитие Др Руси было прервано монгольским нашествием. В 1206 году монгольские племена объединились во главе с верховным Ханом Темуджином (Чингисханом). С 1211 Чинг начинает завоевательные походы на северный Китай и среднюю Азию. Войска чинг покоряют северный Ирак, гос-во Кавказа, разбивают восточных половцев. Половцы обращаются за помощью к Галицкому князю Мстиславу Удалому. Мстислав собирает войско вместе с половцами, и в 1223 году состоялась битва на реке Калке. Она закончилась поражением Мстислава. В 1235 Монголы решают идти на запад. В декабре 1237 года начинается нашествие монголов на Русь. Первой жертвой стала Рязань (в течении 5 дней). Монголы разбивают под Коломной Владимиро-Рязанскую рать. 5 марта 1238 на реке Сить была разрушена Владимиро-Сузд войско. В 1239 Батый сжёг Переяславль. 1240 после 10 дневной осады был взят Киев.В 1241- Галицко-Волынское войско. В 1242 Батый выходит к Адриатическому морю. Летом он возвращается на прикаспийские степи, где образовывает Золотую Орду. Последствия: 1) Нарушен традиционный торговый путь 2) Внешнеполитич изоляция 3) Полит зависимость (выражалась тем, что русские князья получали от Хана Зол Орды ярлык на Великое княжение) 4) Эконом зависимость заключалась в дани (ордынский выход). Первоначально дань собирали ордынские откупщики. В дальнейшем, ордынский выход стал собирать великий князь Владимирский, а контролировать его – баскаки. В 1257- 1259 Ордынцы проводят перепись населения.
11. Борьба Русского народа с немецкой и шведской агрессией в 13 в. Воспользовавшись тем, что монголы напали на Русь с востока, немецко-шведские рыцари предприняли наступление с запада. В 1201 немцы основали крепость Рига. В 1202 они создали орден меченосцев. В 1219 датчане захватили Колывань и переименовали её в Ревель (Таллин), в 1224 переименовали русский город Юрьев в Дерпт (Тарту). После тяжёлых поражений, нанесённых новгородцами, суздальцами и литовским государством, в 1237 меченосцы объединились с Тевтонским орденом, располагавшимся в Восточной Пруссии и образовали Ливонский орден. Ливонский орден – это военно – духовное государство, основной целью которого являлся захват Прибалтики, а также Новгородской земли и распространение католичества. В 1240 зять шведского короля Биргер во главе рыцарского отряда высаживается у места впадения реки Ижора в реку Неву для захвата Ладоги. Новгородский князь Александр Ярославич вместе с дружиной 15 июля 1240. напал на шведский отряд и разгромил его. В 1240 немецкие рыцари захватили Изборск и Псков. 5 апреля 1242 состоялось ледовое побоище Историческое значение побед над шведами и немцами - сохранение независимости Новгородской республики.
12. Причина объединения русских земель вокруг Москвы. Образование Единого Российского Гос-ва.

В конце 13-15 веках наступает период формирования единого Российского гос-ва. Это закономерный этап в развитии полит отношений периода феодализма. В Зап Европе процесс формирования Един гос-ва длился 3 -4 века. Един Рос Гос-во сформировалось в течении 2 с небольших веков. В этом большую роль сыграла не эконом, как на Западе, а полит фактор – Освобождение от Монгольского Ига, борьба с внешн опасностью. Все это отразилось на своеобразии сложившегося государства: 1) сильная монархическая власть, 2) большая зависимость господствующего класса от монарха, 3) жестокая эксплуатация непосредственных производителей. Процесс собирания земель начался на рубеже 13-14 вв. при сыне Александра Невского князе Данииле, продолжился при Иване Калите (1325-1340), Дмитрии Донском (1359-1389), Иване III (1462-1505 ) и завершился в основном при его сыне Василии III (1505-1533) Только за время правления Ивана III и Василия III территория Руси выросла более чем в 6 раз. Характерной чертой было становление в Северо-восточной Руси крупных феодальных центров и выделение среди них сильнейшего. Главными соперниками были Москва и Тверь. Но претендовали на роль лидера и Нижний Новгород, Рязань. Причины возвышения Москвы: 1) Выгодное геогр положение (она была окружена лесами и у неё было прямого контакта с Золотой Ордой). С Ю-В Москву от Зол Орды отделяли Рязанские и Нижегородские княжества. С С-З от набегов немцев, Шведов, Литвинов Москва была защищена Новгородом, Псковом и Смоленским княжеством. Москва находилась на пересечении торговых путей (сухопутных и водных). Таким образом, Москва становится крупн торг центром. 2) Целенаправление и гибкая политика князей: Земельное приращение вокруг Москвы происходило вследствие вооружённого захвата (нов территории захватывались с помощью Орды), скупка земель, расселение Московского населения в различ регионы, добровольно присоединились к Москве (Ростовское княжество 1474). 3) Поддержка Москвы церковью.

Как городское поселение Москва существовала уже на рубеже 11- 12 в, принадлежала боярину Степану Кучке и называлась «Москов». Первоначально Москва была крепостью на южной границе Владимиро-Суздальской земли и не составляла особого княжества. Но в 1263 г. она получила самостоятельность. В Москве утвердился младший из сыновей Александра Невского – Даниил, который стал родоначальником московского княжеского дома. Особенно укрепилось московское княжество при сыне Даниила Александровича Иване I Калите (1325-1340). Это был правитель жестокий, умный, хитрый целеустремленный, хотя и богобоязненный. 3 направления полит деятельности Калиты: 1) Стремясь укрепить престиж своей власти и заручиться поддержкой церкви. С 1326 Москва становится религиозным центром Руси, туда митрополит Петр перенес из Владимира свою резиденцию. 2) установил хорошие отношения с золотоордынским ханом и ловко использовал его власть в своих интересах. 3) При Иване Калите окончательно утвердился новый принцип политической деятельности – принцип этнической терпимости. Из зтого можно сделать вывод: И Калита выступил образцовым устранителем своих владений. Политику Ивана Калиты продолжили его сыновья Семен Гордый (1340-1353) и Иван II Красный (1353-1359). Они уже не имели соперников при получении ярлыка на великое княжение владимирское. При сыне Ивана II Красного Дмитрии (1359-1389) обострилась борьба между Москвой и Тверью. Тверь поддерживал литовский князь Ольгерд, который трижды (в 1368, 1370, 1372) совершал походы против Москвы. В 1376 в результате военного похода на Тверь и ее капитуляции Москва была признана местом великокняжеского престола.

Сплочение русских земель вокруг московского князя Дмитрия Ивановича обусловили попытку русских военным путем ликвидировать зависимость Руси от Орды. С 1360 по 1380 сменилось 14 правителей Орды. Мамай решил совершить набег на Русь, и наказать ее за поражение в 1378. Его поддержали великий князь Литовский Ягайло и рязанский князь Олег. В войске Дмитрия собрались княжеские дружины и ополчения большинства русских земель (кроме Рязани и Новгорода). Преподобный Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия на подвиг. Куликовская битва, происшедшая в день праздника Рождества Богородицы 8 сентября 1380 на правом берегу Дона имела огромное политическое значение. Хотя зависимость от Орды еще сохранилась, Орды признала Москву независимой национальной столицей.


следующая страница >>

Смотрите также:
1. История, как наука. Историческое знание и познание
967.63kb.
6 стр.
Тема Наука как часть культуры
41.68kb.
1 стр.
История как наука: объект, предмет, источники, методы и функции История
663.94kb.
4 стр.
История отечества как наука
109.86kb.
1 стр.
10 класс (12-летка) чог (Углубленный) Тема Познание и его формы
100.98kb.
1 стр.
История развития науки и техники
19kb.
1 стр.
Сравнительная таблица пророчеств Даниила
183.8kb.
1 стр.
Вопросы к экзамену по курсу «педагогика»
27.64kb.
1 стр.
3. познание познание мира Английский философ Ф. Бэкон считал, что
149.24kb.
1 стр.
Вопросы для подготовки к экзамену кандидатского минимума
4610.41kb.
45 стр.
Призрак гендера
54.66kb.
1 стр.
Методические разработки для управляемой самостоятельной работы по астрономии Минск 2011 Тема №1 История астрономии Вопросы программы: Астрономия как наука и учебный предмет
803.89kb.
7 стр.